Дворкин А.Л. - Сектоведение - Глава 6. Сайентология

Вероятно, эту идею подсказала ему “Императрица”.

Сказано — сделано, и в 1950 г. Хаббард выпускает книгу “Дианетика: современная наука душевного здоровья”, ту самую, которую вы сейчас можете лицезреть на всех книжных развалах. Это событие стало началом новой сайентологической эры. Сайентологи даже время считают особым образом: сейчас (в 2000 г.) у них “50 год Эй-Ди” (AD — Anno Domini (Год Господень) для христиан, а для них это значит “After Dianetics”, то есть “после дианетики”).

Хаббард утверждал, что слово “дианетика” происходит от двух греческих слов: “диа” (“через”) и “нус” (“ум”), то есть “через ум”. Но некоторые исследователи считают, что на самом деле это название происходит от имени богини Дианы (Хаббард считал ее двойником вавилонской богини Астарты и финикийской богини Хатор — богинь смерти и разрушения, которым он как сатанист поклонялся). [13] У него была одержимость именем “Диана”: первый корабль, который он купил, назывался “Диана”, свою первую дочь он тоже назвал Дианой. Хаббард часто повторял, что поклоняется этой замечательной богине смерти, и очень возможно, что именно слово Диана является корнем слова “дианетика”. Не исключено, что он отождествлял эту богиню с той самой “Императрицей”, которая ему являлась.

Также следует отметить, что “очень дорогой друг” Хаббарда — Кроули весьма почитал бога Януса, которого он называл Дианусом. Голова двуликого рогатого Диануса была изображена на его трости, с которой он не расставался никогда. Так что, возможно, название “дианетика” было подсказано Хаббарду и рогатым вдохновителем его наставника.

 

4. Большую часть своих трудов Хаббард, по словам его сына, писал в состоянии наркотического опьянения

Книга “Дианетика” представляет собой написанную на весьма невразумительном новоязе смесь из популяризированного фрейдистского психоанализа, опять-таки популярных основ общей семантики и нескольких других источников. При этом вопиющая некомпетентность Хаббарда в медицине вообще и в психиатрии в частности прямо-таки бросается в глаза. Собственно, весь новояз и псевдонаучная терминология нужны Хаббарду лишь для того, чтобы прикрыть свое невежество и преподнести как великие открытия давно известные или вообще уже сданные в утиль идеи и теории. Этой же цели служит и то, что книга написана чрезвычайно авторитарным тоном и с великой помпой. Вот, например, одно из “великих открытий” Хаббарда: он определяет человека как существо, которое “во всех своих действиях и целях подчиняется одной команде: "Выживай!"” [14]

Главная идея книги заимствована из ранних теорий Фрейда, от которых тот впоследствии отказался: бессознательные воспоминания, запечатленные в нашем мозгу, являются причиной наших проблем, так что нужно их стирать. Хаббард назвал эти бессознательные воспоминания энграммами и предложил способ избавления от них. Изобретенный им метод избавления от энграмм получил название аудитинга (или, в безграмотной транслитерации наших сайентологов, “одитинга”). Поначалу книга имела огромный успех: в 50-е годы психоанализ был в моде, и каждый богатый человек имел своего психоаналитика, которому выговаривал свои проблемы. Но это было весьма дорогое удовольствие, дианетика же стала психоанализом для бедных — все дружно начали друг друга аудитировать. Первый раз в жизни Хаббард, что называется, “попал в жилу”.

Итак, Хаббард говорил, что бессознательные впечатления, энграммы, записываются в определенной части нашего мозга и являются корнем всех наших проблем. Сайентологи приводят такой пример: горит дом, человек в бессознательном состоянии выползает на улицу, а кто-то при этом кричит: “Назад, дурак!” Это записалось у человека в мозгу, и теперь всякий раз, как только кто-нибудь крикнет: “Назад, дурак!” — ему становится плохо и он падает в обморок или начинает испытывать приступ удушья. Так вот, у каждого человека в “реактивной части мозга” полно подобных бессознательных впечатлений, которые и рождают все его проблемы. Человек поскользнулся на улице — значит, сработала какая-то энграмма; с женой поругался — опять энграмма; не повысили по службе — энграмма; заболел живот — энграмма. Главное — обнаружить эти энграммы и стереть их, и все сразу пойдет совершенно по-другому.

[15] Впоследствии Хаббард заявлял, что дианетика помогает избавиться даже от рака и лейкемии.

Аудитор (человек, натренированный проводить аудитинг) будет помогать вам выявлять энграммы, а вы должны их без конца повторять и заново переживать некую осознаваемую вами болезненной ситуацию в прошлом, пока он не скажет: “Все, стерто”. Спросить могут обо всем, в том числе о вашей личной жизни, о родных, знакомых, их занятиях и пр., вплоть до самых интимнейших подробностей. Ответ обязателен. Так увас станет на одну энграмму меньше. Потом нужно будет вспоминать другую — и так до тех пор, пока вы не припомните и не сотрете все энграммы. Тогда вы станете “клиром” (“чистым”).

У сайентологов есть специальный приборчик, который называется “эметр” (“электрометр”) [16]: датчик, от которого отходят две жестяные банки на проводках; по сути — элементарный детектор лжи. Его использование не допустит неискреннего ответа на подробные расспросы сайентологов. Все полученные сведения фиксируются и сохраняются в банке данных сайентологии. В дальнейшем их могут использовать для шантажа.

По словам американского психиатра Дж. Г. Кларка, на самом деле аудитинги являются тщательно разработанным способом доведения адепта до контролируемого транса. “Цель — заставить человека полностью идентифицировать себя с учением... Чувства любви и верности существуют лишь в отношении сайентологии и Л. Рона Хаббарда лично”. [17]

Итак, вы сидите, закрыв глаза и держа эти банки в руках, а аудитор спрашивает, что вам вспоминается, что вы видите. Вы, например, вспоминаете, что на вас восемнадцать лет назад кто-то накричал и вам это было сильно неприятно. Аудитор говорит: “Хорошо. Войдите в этот момент, переживите его заново, расскажите его. Теперь еще раз повторите” (гипнотическая техника очевидна). Вы делаете так в третий, четвертый, десятый раз, покуда стрелочка электрометра не покажет ему, что все якобы стерто. Тогда аудитор говорит: “Все, стерто”. Человек открывает глаза, и ему сообщают: “Этого эпизода больше нет, вы от него избавились”. И так как здесь явно используется гипнотическая техника, в конце концов человек начинает испытывать чувство эйфории, говоря с радостью и смехом о том, что когда-то причиняло ему боль.