Духовное утешение на пути ко спасению

С другой же стороны, ты в худшем положении в отношении греха, чем был Адам до грехопадения. Ему было легко жить; тебе — тяжело. Он не имел никаких забот, а ты угнетен многими заботами; ему земля сама от себя давала все, а тебе твоя жизнь ничего не дает без тяжких трудов и страхований, да и добытое иногда нелегко сохранить.

Как я сказал выше, ты идешь путем к спасению новым и славным, и предвиденным для тебя Богом, потому что Бог, конечно, знал, что Адам согрешит и потеряет рай и что для спасения человека будет иной путь, освященный Кровью Сына Божиего и сущий под сенью благодати Святого Духа, почему и приводящий, как мы сказали, не к тому же самому, что имел и затем утерял Адам, а к чему-то несравненно большему. Да, он имел великую радость обитания в раю. Но, скажу тебе, радость его не была полной, почему Бог и сотворил ему помощницу и жену — госпожу Еву.

Нет, его радость не была полной. Для тебя же в Царстве, уготованном тебе от сложения мира (Мф. 25, 34) [48], в радости будет полнота, потому что тебя обымет благодать Божия и любовь Его, и сам ты будешь исполнен любовью к Нему, и там ты не возымеешь нужды в помощнике или в помощнице, или в каком-либо ином утешении, потому что там всяческая для тебя и во всем будет Христос (Кол. 3,11) [49], так что об одиночестве не вздохнешь.

А там, по слову Господа, радость ваша будет совершенна... и радости вашей никто не отнимет от вас (Ин. 15, 11. 16, 22). Но эту радость мы не можем даже и представить себе, потому что, по слову апостола, не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2, 9). Наконец, Адам имел славу, которая лишь немного уступала ангельской славе, как говорится, умалил ecи его малым чим от ангел, славою и честию венчал ecи его (Пс. 8, 6); а для человека, спасающегося ныне уготована великая и большая слава; потому что по велению Божию Бог посылает ангелов как служителей спасения человека, по слову апостола: Не всели они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение (Евр. 1, 14), и человек сподобится славы "сынов Божиих" и таковым наречется (Рим. 8,14,19), 9, 26) [50], (Гал. 3, 26) [51], и этим самым будет подобным Единородному Сыну Божиему, как носящий Его образ (Рим. 8, 29) [52] и наследником Божиим (Гал. 4, 7) [53]. Видишь, брат, какая великая разница в степени славы между Адамом и человеком, имеющим ныне наследовать Царство Небесное?

12. Но, скажешь, тогда в раю Адам все это имел и без трудов и болезней, страданий, состарения и смерти. Несомненно, что он имел возможность достичь большего совершенства, чем в котором он был создан и пребывал до грехопадения. Если бы он не согрешил, если бы вступил на первую ступень подвига, которую ему предложил Бог: потому что, дав ему заповедь и предложив свободной волей исполнить ее, Бог этим ввел его на поприще подвига, поелику и говорится, что пост был современником рая, и Адаму было предложено воздержание, а этим самым и проявление подвига в радостном послушании воле Божией, — итак, если бы он оказался победителем искушения, то он, действительно, постепенно стал бы возрастать в большую славу, от степени в степень [54], Но ведь этого не произошло, как ты знаешь, а произошло обратное сему. И нам для спасения открыт иной путь, который приводит к несравненно большей радости и чести, и наслаждению, чем это имели первые люди в раю до своего падения. Твой трудный, напряженный и, если хочешь, страдальческий путь к спасению, окропленный Кровью Сына Божиего, пролиянной ради твоего спасения, и сущий под покровом Святого Духа, приведет тебя к такому счастью и такой славе, что это и выразить невозможно, а лучше сказать: это — выше наших слов и понятий. Но об этом подробнее мы уже сказали выше.

Но, может быть, ты скажешь, что тогда в раю, если бы не случилось грехопадения, все люди наслаждались бы счастием рая, а теперь — это лишь удел немногих праведников, святых Божиих, подвижников, мучеников и исповедников. А мне, грешному, куда спастись? Это невозможно, невозможно! Да, ты прав, человек, невозможно. Человеку самому от себя спастись невозможно. Это Сам Господь возвестил. Но затем, — помнишь евангельское повествование? Господь "воззрев", то есть чтобы Его слова были выслушаны с сугубым вниманием, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Вот, брат, в этом-то и состоит твое спасение, что не сам ты себя спасаешь — хотя от тебя и требуется посильный подвиг — не сам себе ты уготовляешь Царство Небесное; нет — все это в руках твоего Бога, Которого посему ты и именуешь Спасителем.

Если бы только единицы спасались, то тогда, действительно, оказалось бы, что диавол отнял человека от Бога и погубил Его любимое творение.

Да и как могли бы они быть с Богом, если всю свою жизнь сознательно и со всем упорством злой воли боролись с Богом, ненавидели Его, упорно подготовляли царство антихристу и делали людям всякое зло душевное и телесное, которых возлюбил Бог, и Христос именует "братией", и этим своим злым состоянием души и деятельностью причислили себя к бесам, которые ненавидят Бога, людей и все Его творение? Они, действительно, гибнут, потому что они и не хотят, и не хотели, и не могут быть с Богом. Много ли таких или мало — только Бог один знает. Но о спасенных мы имеем свидетельство Писания, говорящее, что их ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО (Откр. 7, 9) [55], (Ис. 60, 3) [56], (Откр. 19, 1, 6) [57].

И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу (Откр. 7, 9 — 10).

Дерзай, брат, знай, что и ты в числе спасенных, если только будешь внимателен к делу своего спасения.

13. Что же нам делать, чтобы спастись? Или лучше сказать, что нам надлежит делать, чтобы не утерять то спасение, которое Господь нам даровал? Как спастись? В святом Евангелии читаем, что с этим же вопросом обратился ко Господу и некий князь иудейский, вопрошая Его: "Учителю благий, что сотворю да живот вечный наследствую?" И Господь ответил ему, что сие постигается соблюдением заповедей Божиих (Лк. 18, 18 — 20 и пар.) [58]. Так и тебе для спасения подобает исполнять заповеди Божий и уставы святой православной Церкви. Заповеди Божий и созвучные им установления святой Церкви сохраняют тебя от греха и научают тебя исполнять благую и совершенную волю Божию. Имей веру, держись ее и никогда не позволяй врагу похитить ее из твоего сердца. Ты идешь во мраке этой жизни, и в руках твоих светильник, чтобы тебе не пасть в бездну, не споткнуться и не погибнуть, по написанному: Светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118,195). И если твой светильник веры погаснет, о, какой мрак! какой ужас обымет тебя! какое безнадежие!

Потому что, когда ты имеешь веру, ты — блажен, по слову Господню: Блаженны невидевшие, и уверовавшие (Ин. 20, 29); а когда веры не имеешь, Священное Писание именует тебя "безумцем" (Пс. 13, 1) [59], и поскольку ты отвергаешь, что так явно, так божественно сотворено для тебя Крестной Жертвой Спасителя, ты будешь осужден Богом, по слову Спасителя нашего и Господа: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16).

При истинной вере последуют и добрые дела. Всячески при этом берегись греха, потому что грех — это самая большая опасность в твоей жизни. Случалось ли тебе видеть скалы, на которых возросли сосны: в малейшую щель в скале вошло одно семечко сосны, и смотри, оно раскололо камень, и из него выросло целое дерево: так и ты знай, что греховное соизволение это уже и есть некая щель в броне твоей души, и если войдет в нее семя греха, — а оно неминуемо войдет, — то и всю крепость твоей души оно расколет и приведет тебя в негодность. Бог взыскует от нас благое сердечное расположение к Нему. И если у тебя будет благое устремление к Нему, Источнику всякого добра, то и вся твоя жизнь будет богоугодной и приятной, и ты, по любви к Нему, возжелаешь послужить Ему всеми твоими силами и взять на себя старание исполнить Его заповеди, делать добрые дела, являть свою веру делами и всесторонне беречься от всего ненавистного Богу, то есть от всякого греха, — а в этом и состоит подвиг христианской жизни; так что любовь к Богу приводит человека и к подвигу.

И, наконец, брат, с благодарением неси свой жизненный крест. Твой путь к спасению идет чрез скорби, по слову апостола: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Ты идешь к своему спасению по дороге бедствий, состарения и смерти.