Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Третья книга Псалтири. Псалмы 72-88

Напоминая о данном при звуке труб законе и о нарушении его, трубный звук должен был также напоминать (поэтому и название праздника - викрон - собственно - напоминание трубное, Лев.23:24) о благодеяниях Божиих (связь его с праздником кущей, равно как и о неблагодарности Израиля к таким благодеяниям). Имея в виду такое назначение трубного звука и характеризуемого им субботнего новолуния, нам не трудно будет понять наш 80-й и доселе у евреев характеристический новогодний псалом. Так как в праздник труб напоминалось израильтянину и о божественных благодеяниях, то псалмопевец первее всего возбуждает к радостной благодарности, к торжественной музыке, обыкновенно сопровождающих праздничные жертвы (ст.2-3) [97]; затем уже приглашает трубить трубою (шофар, ст.4) [98]. В ст.5-6 псалмопевец указывает основания своего приглашения к такому празднеству; Сам Бог заповедал это при исходе из Египта (ст.5-6а). Чтобы сделать понятною цель такого установления, псалмопевец сначала напоминает о великом благодеянии, какое уже заключалось для Израиля в освобождении его из чужой земли, где он переносил тяжелое рабство (ст.6-7) [99]; затем он вводит говорящим самого Бога и напоминающим народу, как Он милостиво защищал его и помогал ему в пустыне (ст.8) [100], как отечески (на Синае) убеждал его не уклоняться от Него, и обещал ему за это благословение (9-12) [101], и как все это было напрасно для упорного народа (ст.12-13). С ст.14 Господь обращается к современному Израилю, который был не лучше Израиля прежних времен, и представляет ему, какое благословение почиет на нем, когда он в благодарности и послушании будет предан своему Богу, показавшему на нем столь великие дела Свои (14-17) [102]. Указание псалмопевца (ст.6-7) и самого Бога (8-13) на полученные народом милости и виновность его, равно как и увещания Божий (14-17) имеют целию побудить народ Божий к испытанию своей совести; на это указывал и праздничный звук трубы.

ПСАЛОМ 81. Увещание и угроза неправедным судиям. Бог Сам был царем израильского народа, и земные цари были только видимыми представителями Его. От Бога