«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Припев: «Прославляй, душа моя, многочтимый Крест Господень».

П. 9. И: «Ты, Богородица – таинственный рай, невозделанно возрастивший Христа, Который насаждено на земле живоносное древо Креста. Поэтому при воздвижении его ныне, поклоняясь ему, Тебя величаем».

1. «Да возрадуются все дерева дубравные, ибо освятилось естество их насадившим их в начале Христом, распростертым на древе. Поэтому при воздвижении его ныне, поклоняясь ему, Тебя мы величаем». 2. «Для богомудрых воздвигнут священный рог главы всего–Крест, которым мысленно сокрушаются все роги грешников. Поэтому при воздвижении его ныне, поклоняясь ему, Тебя величаем». 2 ирмос: «Смерть, постигшая человеческий род через вкушение от дерева, ныне упразднена Крестом, ибо всеобщее проклятие за вину праматери разрушено отраслью Чистой Богоматери, Которую все небесные силы величают».

Стихира на хвалитех. Слава и ныне, гл. 8: Ныне является миру Крест Господень, и верные с любовию принимают его и получают душевные и телесные исцеления от всякой болезни. Будем его лобызать с радостью и страхом: со страхом – из–за греховности, как недостойные; с радостью – о спасении, которое дарует миру пригвоздившийся на нем Христос Господь, имеющий великую милость».

Стихиры при выносе крести, гл. т. 1. «Приидите, верующие, будем поклоняться жизнетворящему Древу, на котором Христос–Царь славы, добровольна простерши руки Свои, возвысил до первого блаженства нас, которых враг, увлекши удовольствием, сделал изгнанными от Бога. Приидите, верующие, будем кланяться крестному древу, посредством которого мы получили силу сокрушить головы невидимых врагов. Приидите, все племена народов, почтим песнопениями Крест Христов: радуйся. Крест, через который совершилось искупление падшего Адама. Тобою хвалятся православные пастыри наши, так как Твоею силою могущественно покоряют неверный народ. Ныне мы, христиане, со страхом лобызаем тебя и пригвожденного на тебе Бога, прославляем, восклицая: «Господи, пригвожденный на нем, помилуй нас, как Благий и Человеколюбивый». 2. «Ныне Владыка твари и Господь славы пригвождается ко кресту и пронзается в ребро, желчь и уксус вкушает–услаждение Церкви; венец терновый возлагается на Того, Кто покрывает небо облаками; в одежду поругания одевают и ударяют созданною из земли рукою по лицу Создавшего Своею рукою человека; бьют по плечам Того, Кто одевает небо облаками; принимает заплевания и раны, оскорбления и заушения, и все переносит ради меня осужденного мой Избавитель н Бог, чтобы Ему, как Милосердному, спасти мир от заблуждения». Слава и ныне, гл. 8: «Ныне Неприступный по существу становится доступным для меня и терпит страдания Тот, Кто освобождает меня от страстей. Дающий свет слепым переносит заплевания беззаконных уст и отдает плечи на раны за находившихся в плену. Чистая Дева и Матерь, видя: Его на кресте, со скорбью говорила: «Увы Мне, Чада Мое! Что это сделал Ты? Лучший по красоте пред. всеми людьми Ты являешься без дыхания, без образа, не имеющим ни вида, ни красоты. Увы Мне, Свет Мой, не могу видеть Тебя почившим; терзаются мои внутренности и страшный меч проходит сквозь сердце Мое. Воспеваю Твои страдания, поклоняюсь Твоему милосердию. Долготерпеливый Господи, слава Тебе».

Литургийные антифоны. Первый. 1. «Боже мой! Боже мой! Внемли мне; для чего Ты оставил Меня»? Припев: «По молитвам Богородицы, Спаситель, спаси нас». 2…Далеки от спасения, моего слова вопля моего». 3. «Боже мой, я вопию днем, и Ты не внемлешь мне, ночью, и нет мне успокоения». 4. «Но Ты, Святой, живешь среди славословий Израиля»(Пс. 21; 1–4). Второй: 1. «Для чего, Боже, отринул нас навсегда?«Припев: «Спаси нас, Сын Божий, распявшийся плотию, поющих Тебе: аллилуйя». 2. «Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле». 3. «Гору Сион, на которой Ты вселился». 4. «Боже, Царь мой от река, устрояющий спасение посреди земли»(Пс. 73; 1–2. 12). Входное: «Превозносите Господа Бога нашего и поклоняйтесь подножию Его: свято оно»

V Стихиры, тропари, величания, стихи псалмов, прокимны и кондаки из служб в праздники: богородичные, великих святых и общие.

Стихиры Святителю, гл. 4: «Украшенный святительскими одеждами, Василий, ты радостно пропове–дывал Евангелие Царствия, преподав Церкви православное учение. Просвещенные этим учением, мы исповедуем и славим одно Божество в Отце Вседержителе в Единородном Слове Божием и в Божественном Духе, в трех лицах нераздельное. Моли Его о спасении и просвещении наших душ».

На литии, гл. 3. «Чистою своею жизнью вселив в душу Христа, Источника жизни, ты, святитель Василий, излил для вселенной реки правого учения. Напоенные твоим учением веруюшие православные люди приносят, как плод исповедания веры, благодарность Прославившему память твою в век века».

На стиховне, гл. 1: «О, божественная и священная пчела Церкви Христовой, всеблаженный Василий. Вооружившись жалом божественной любви, ты уничтожил хулы богопротивных ересей и приумножил сладость благочестия для верующих душ. И ныне, проходя по неувядаемым пажитям божественного рая, вспомни и о нас, предстоя Единосущной Троице». СлаваТ гл. 6: «Ты, всеблаженный Василий, получивший от Бога дарование чудес и обличинший своим учением ложь язычества, являешься славою для святителей, утверждением их в православии и примером учения всем преподобным. Имея дерзновение к Богу, моли Его о спасении наших душ». И ныне: «Всеблагий Бог не устыдился См. вверху ст. 2.

Тропарь Обрезанию, гл. 1: «Ты, Иисусе, сидящий в небесах на огневидном престоле с Безначальным Отцем и Божественным Твоим Духом, благоволил родиться на земле от Девы, не познавшей мужа, Матери Твоей; почему и был обрезан, как человек, на восьмой день. Слава всемилостивой воле Твоей, слава промыш–лению Твоему, слава снисхождению Твоему, Единый Человеколюбец».