«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

П. 8. И: Благочестивые юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за отеческие законы, презрели безумное повеление властителя, и охваченные огнем не опалились, но воспели достойную Победителя песнь: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки».

Тропари: 1. «Блаженные Апостолы, вечерявшие вместе с Словом в Сионе, неотступно следовали за Ним, как, агнцы за пастырем, и, соединившись со Христом, от Которого не отлучались, питаемые Божественным словом, с благодарностью взывали: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки». 2. «Злонравный Искариот, преднамеренно забыв закон любви, подвигнул на предательство омытые ноги; и евший Твой Хлеб–Божественное Тело, поднял пяту на Тебя, Христос, и не разумел взывать: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки». 3. «Бессовестный принял Тело, очищающее от греха, и Божественную Кровь, изливаемую за мир; не постыдился он пить проданную за цену; не погнушался зла и не познал взывать: воспевайте Господа, творения, и превозносите во все веки».

П. 9. И: «Гостеприимством Владыки и бессмертной трапезой в горнем месте приидите, верные, насладимся с возвышенными чувствами, познав пришедшее Слово от Самого Слова. Которое мы величаем».

Тропари: 1. «Идите, –сказало Слово ученикам, –приготовьте в Сионской горнице пасху, утверждающую ум тех, которым Я преподаю таинство словом истины, не имеющим закваски. Силу же благодати величайте». 2 «Отец прежде веков рождает Меня–творческую Премудрость; на дела, ныне таинственно совершаемые, Он создал Меня в начало путей, ибо, будучи Словом, не созданным по естеству, Я по этим словам сродняюсь с природой, которую ныне воспринял». 3. «Как Я стал человеком существенно, а непризрачно, таки соединенная со Мною природа обожествлена по причине общения. Поэтому знайте Меня, Одного Христа, сохраняющего то, из чего, в чем и чем Я сделался'.

На хвалитех, г. 2 1. «Спешно собирается, наконец, Иудейский совет, чтобы Творца и Создателя мира предать Пилату. Какое беззаконие! О какое ожесточенное неверие! Они сами устраивают суд над Имеющим судить живых и мертвых; Исцеляющего страдания готовят к страданиям. Долготерпеливый Господа, велика Твоя милость, слава Тебе». % «Господи, беззаконный Иуда, на вечери опустивший с Тобою руку в блюдо, к беззаконникам протянул руки, чтобы взять сребренники. Он, ценивший миро, не устрашился продать Тебя, Неоценимого; отдавший ноги для омовения, предательски облобызал Господа для указания врагам; так отрекся он от Апостольского общества и бросил сребренники, не думая о Твоем воскресении, которым помилуй нас». Слава и ныне: 3. «Агнец, о Котором возвещал Исайя, идет на добровольное заклание и плечи дает на раны, щеки на ударение, лица же не отвращает от стыда заплеваний и осуждается на бесчестную смерть. Безгрешный все принимает добровольно, чтобы всем даровать воскресение из мертвых».

На стиховне, гл. 8: «Ныне собрался против Христа злой синедрион и тщетное замышляет против Него, чтобы Неповинного предать Пилату на смерть. Ныне Иуда прибавляет к деньгам петлю себе, вдвойне лишается временной и божественной жизни. Ныне Каиафа невольно пророчествует, говоря, что лучше Одному погибнуть за народ, ибо Он пришел страдать за наши грехи, чтобы освободить нас от рабства греху, как Благий и Человеколюбивый». Слава и ныне, гл. 5: «Таинственно руководя Своих учеников, Ты, Господи, научил их, говоря: «Смотрите, друзья, чтобы никакой страх не разлучил вас со Мною, ибо, хотя Я и страдаю, но за мир; потому не соблазняйтесь, ибо не затем пришел Я, чтобы служили Мне, но чтобы Самому служить и отдать душу Мою, как цену искупления за мир. Итак, если вы, –друзья мои, подражайте Мне: желающий быть первым, да будет последним; господин, как слуга. Пребудьте во Мне, чтобы принести плод винограда, ибо Я есть виноградная лоза жизни».

На 1 часе прокимны, гл. 1: 1. «Да познают народы, что Ты, Которого Одного имя–Господь». Стих: «Боже, кто уподобится Тебе»(Пс. 82; 19. 1). 2, гл.8: «Помолитесь и воздавайте обеты Господу Богу вашему».

Стих: «Ведом в Иудее Бог, у Израиля велико имя Его»(Пс. 76; 1–2),

Стихиры на «Господи воззвах». гл. 2: 1. «Иуда; коварный предатель, коварным целованием предал Господа Спасителя; Владыку всех, как раба, продал Иудеям; как овца на заклание, так Он, Агнец Божий, Сын Отца, последовал на смерть, Единый Многомилостивый». 2. «Иуда, раб и коварный льстец, ученик и злоумышленник, друг и диавол, по делам явился таковым, ибо следовал за Учителем, но замышлял против Него предательство, говорил сам в себе: «Я предам Его и приобрету значительное богатство». Желая и миро предать и Иисуса обманом взять, воздал целование, предав Христа. И как овца на заклание, так последовал Он, Агнец Божий, на смерть, Один Милосердный и Человеколюбец». Слава и ныне, гл. 6: «Иуда, воистину потомок тех евреев, которые ели манну в пустыне и в то же время роптали на Питавшего их; они, неблагодарные, еще имея во рту своем пищу, клеветали на Бога, И этот нечестивец, держа во рту небесный Хлеб, устроил измену против Спасителя. О, ненасытный нрав! О, бесчеловечная дерзость! Он продает Питающего и Владыку, Который любил его, он предал на смерть. Воистину он беззаконный сын трех нечестивцев и вместе с ними получил себе в удел погибель. Но избавь, Господи, наши души от такого бесчеловечия, Ты – Единственный, Несравнимый в долготерпении».

Прокимны, гл. 1: 1. «Избавь меня, Господи, от человека злого, сохрани меня от притеснителя». Стих: «Они мыслят злое в сердце всякий день»(Пс. 139; 1–2), 2. Гл. у: «Избавь меня от врагов моих, Боже мой, Защити меня от восстающих на меня». Стих: «Избавь меня от делающих беззаконие»(Пс. 58; 2–3). Прокимен перед чтением Апостола, гл. 7: «Князья народов совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его». Стих: «Зачем мятутся народы и племена замышляют тщетное?»(Пс. 2; 2. 1).

Вместо Херувимской: «Сын Божий, сделай меня сегодня участником Твоей таинственной Вечери, да не открою я тайны врагам Твоим и не. дам Тебе такого целования, какое дал Иуда, но как благоразумный разбойник исповедую Тебя: «Вспомни меня, Господи, в царстве Твоем».

В Св. Великую пятницу на утрени (в четверг вечером). Тропарь тот же, что в четверг: «Когда славные ученики….» (Стр. 328).

1 Евангелие от Иоанна 13:31–18:1 . Антифоны, Гл. 8: 1.,, Народные начальники собрались против Господа и Помазанника Его. Беззаконно обвинили они Меня; Господи, Господи, не оставь Меня». 2, гл. 6: «Пошел Иуда и сказал беззаконным книжникам: «Что вы дадите мне и я вам предам Его?«А среди совещавшихся невидимо стоял Ты Сам, о Котором было совещание. Сердцеведец, пощади наши души», 3. Гл. 2: «Вследствие воскрешения Лазаря еврейские дети восклицали Тебе, Человеколюбец: «Осанна». Но преступный Иуда не пожелал уразуметь этого». Седален, гл. 7: «Питая на Вечери учеников и зная предательский умысел, Ты обличил на ней Иуду. Хотя Ты видел его неисправимым, но этим захотел открыть всем, что Ты добровольно предался, чтобы избавить мир от врага. Долготерпеливый, слава Тебе».

2 Евангелие: Иоанна 18; 1–28 . Антифоны, гл. 5: 4. «Сегодня Иуда покидает Учителя и принимает в себя диавола. Ослепленный страстью сребролюбия и об'ятый мраком, он лишается счета, ибо как мог видеть продавший Светило за тридцать сребренников? Пострадавший же за мир, воссиял нам Солнцем, и Ему мы воспеваем: Пострадавший и к людям сострадательный Господи, слава Тебе». 5. гл. 6 «Ученик договорился о цене за Учителя и за тридцать сребренников продал Господа, коварным поцелуем предав Его преступникам на смерть». 6. гл. 7: «Сегодня Иуда бодрствует, чтобы предать Господа, Предвечного Спасителя мира, Насытившего пятью хлебами множество народа. Сегоднд преступник отрекается от своего Учителя. Будучи учеником, предал Владыку, продал за деньги манною Листавшего человека». Седален, гл. 7: «Что сделало тебя. Иуда, предателем Спасителя? Разве Он исключил тебя из числа Апостолов, или лишил тебя дара исцелений, или во время вечери отверг тебя от трапезы, или омыв ноги остальным, Он обошел твои? О, сколько милостей забыл ты, и теперь обличается твоя неблагодарность» Его несравненное долготерпение и великая милость проповедуется в поучение».