«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Тропари: 1. «Ныне, омывши ноги и благовременно очистившись причащением Божественного таинства, служители Твои, Христе, взошли с Тобою с Сиона на великую гору Елеонскую, воспевая Тебя, Человеколюбец». 2. «Смотрите, други, сказал Ты, не ужасайтесь, ибо ныне приблизился час предательства и убиения руками беззаконных: вы же все рассеетесь, оставив Меня, но Я соберу вас проповедывать о Мне–Человеколюбце».

Кондак, гл. 8: «Приидите, все прославим в пений Распятого за нас, ибо Мария видела Его на кресте, и говорила: «Хотя Ты и распятие переносишь, но все же Ты – Сын Мой и Бог» Икос: «Агница–Мария, видя Своего Агнца, ведомого на заклание, в сопровождении других жен с распущенными волосами следовала за Ним, взывая: «Куда Ты идешь, Чадо? Зачем спешишь так? Или другой брак совершается в Кане и Ты спешишь туда, чтобы превратить воду для них в вино? Идти ли Мне с Тобою, Чадо, или подождать, пока вернешься Ты? Скажи Мне в ответ хотя одно слово, Слово Божие. Пе пройди, молча, мимо Меня Ты, Который сохранил Меня Чистою, ибо Ты – Сын и Бог мой».

П. 8. И: «Божественные юноши предали позору защитника богопротивного нечестия, а озлобленное против Христа собрание беззаконных замышляет напрасное, намереваясь убить Держащего жизнь в Своей руке, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки».

Тропари: 1. «Стряхните ныне сон с ваших очей, сказал Ты, Христе, ученикам и бодрствуйте в молитве, чтобы не впасть вам в искушение, особенно же ты, Симон, ибо сильнейшему больше искушения; познай, Петр, Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки». 2. «Унизительного слова никогда не произнесу своими устами, Владыка; с Тобою умру, как благоразумный, хотя бы все отверглись, воскликнул Петр; не плоть и кровь, но Отец Твой открыл мне Т? бя, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки». 3. «Не постиг ты, человек, бездны судеб Моих а не всю глубину Божественной премудрости и познания изследовал, сказал Господь. Поэтому, будучи плотию, не превозносись, ибо трижды отречешься от Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки». 4. «Ты отвергаешь это, Симон Петр, но скоро убедишься в сказанном и даже одна служанка, подошедши, устрашит тебя, сказал Господь, но горько восплакав, найдешь милостивым Меня, Которого вся тварь благословляет, прославляя во веки».

П. 9. И: «Честнейшую Херувимов и славнейшую без сравнения Серафимов, девственно родившую Бога Слова, истинную Богородицу, Тебя величаем».

Тропари: 1. «Губительная толпа богоненавистников, сборище коварных богоубийц, окружили Тебя, Христе, и как преступника влекли Создателя веех, Которого мы величаем». 2. «Нечестивые, неразумевшие закона и напрасно изучавшие изречения пророков, преступно влекли на заклание, как овцу, Тебя, Владыку всех, Которого мы величаем». 3. «Священники с книжниками, движимые завистливою злобою, предали на убиение назначенную народам Жизнь, Жизнодавца по естеству, Которого мы величаем». 4. «Они окружили Тебя, Царь, как множество псов, били, ударяя Тебя по лицу, спрашивали Тебя, ложно свидетельствуя против Тебя и претерпев все, Ты спас всех».

Енсапостиларий: «Разбойника благоразумного Ты тотчас рая сподобил, Господи. И меня древом крестным просвети и спаси меня».

9 Евангелие: Иоанна. 19; 25–37. Стихира на хвалитех, гл. у 1. «Два преступления совершил первородный сын Мой Израиль: он оставил Меня, Источника живой воды, и вырыл себе родник отравы; Меня распял на древе, а Варавву выпросил и отпустил. Небо содрогнулось при этом и солнце скрыло свои лучи. Ты же, Израиль, не устрашился, но предал Меня смерти. Прости им, Святый Отче, ибо они не знают, что сделали». 2. «Когда Ты, Христе, был распят, вся природа, видя эго, затрепетала, основания земли колебались в страхе от силы Твоей; Когда Ты вознесен был на крест, еврейский народ погиб, завеса в храме разорвалась надвое и мертвые воскресли из гробов; сотник, видев чудо, ужаснулся. Предстоящая же Матерь Твоя рыдала в материнской скорби, взывая: «Как Мне не плакать и не бить от горя в Свою грудь, видя Тебя, к ак осужденного, обнаженным, висящим на кресте? Распятый и погребенный и воскресший из мертвых, Господи, слава Тебе». Слава и ныне: «Плечи Мои Я дал на бичевание и лица Моего не отвратил от заплевания. Я предстал на суд Пилата и претерпел крестные страдания ради спасения мира».

10 Евангелие: Марка 15; 43–47 . Великое славословие. 11 Евангелие: Иоанна 19;38–42. Стихиры на стиховне, гл.1: 1. «Весь мир содрогнулся от страха, видя Тебя, Христе, висящим на кресте: солнце помрачилось, основы земли поколебались, все страдало с Тобою, Творцом вселенной. Господи, добровольно за нас пострадавший, слава Тебе». Гл. 2, 2. «Нечестивый и преступный народ зачем замышляет тщетное? Зачем Жизнь вселенной он осудил на смерть? Великое чудо! Творец мира предается в руки язычников и Человеколюбец поднимается на крест, чтобы освободить находящихся в аду узников, восклицающих: Долготерпеливый Господи, слава Тебе». Слава, гл. 8: «Господи, страх и трепет охватил все созданное, когда Ты восходил на крест. Однако же Ты не позволил земле поглотить Твоих распинателей, но повелевал аду освободить узников. Для возрождения людей Ты, Судия живых и мертвых, пришел даровать жизнь, а не смерть, Человеколюбивый, да будет Тебе слава». И ныне, гл. 8: «Вот уже омокается трость для написания приговора неправедных судей; Иисуса судят и осуждают на крест. И страдает вся тварь, видя Господа на кресте. Но, Благкй Господи, ради меня страдавший плотию, слава Тебе». 12 Евангелие: Матф. 27; 62–66 .

В Св. Великую пятницу на часах. (Святого Кирилла Александрийского), На 1 часе , стихиры, гл. 8: 1. «Сегодня завеса в храме разрывается в обличение беззаконников, а солнце, при виде распинаемого Господа, скрывает свои лучи». 2. «Христос–Царь, как овца, Ты был веден на заклание и, как кроткого агнца, пригвоздили Тебя к кресту беззаконники за наши грехи,. Человеколюбивый».

Прокимен, гл. 4: «Сердце его слагает в себе неправду». Стих: «Блажен, кто помышляет о бедном и нищем»(Пс. 40; 7, 2).

На 3 часе, стихиры, гл. 8: 1. «Из–за страха пред иудеями друг Твой и близкий, Петр, отрекся от Тебя, Господи, и, рыдая, так восклицал: «Не забудь моих слез. Милосердный, ибо я обещал сохранить веру и не сохранил». И наше покаяние так же прииди и помилуй нас». 2. Гл. у «Ведомый на крест так взывал Ты, Господи: за какое дело вы хотите распять Меня, иудеи? Расслабленных ваших Я сделал здоровыми, мертвых, как бы от сна воскресил, исцелил кровоточивую, помиловал хананеянку. За что же вы хотите убить Меня, иудеи? Но, беззаконники, вы увидите, что Тот, Кого вы ныне пронзаете копьем, есть Христос».

Прокимен, гл. 4: «Я близок к падению и скорбь моя всегда предо мною». Стих: «Господи, не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня». (Пс. 37; 18, 2).

На 6 часе стихиры, гл. 8: 1. «Вот, что говорит Господь…» (см. стр. 336). 2. «Законодатели Израилевы, иудеи и фарисеи, собор Апостолов взывает к вам: «Вот Храм, Который вы разрушили; вот Агнец, Которого вы распяли, предали могиле, но Он воскрес Собственною властью. Не заблуждайтесь, иудеи, Он есть спасший вас в море и питавший в пустыне; Он есть Жизнь и Свет и Мир для мира». 3. «Приходите, христоносный народ, посмотрим, что замыслил Иуда–предатель с преступными священниками против Спасителя нашего: сегодня они признали достойным смерти Бессмертное Слово и, предавши Его Пилату, распяли на лобном месте. И, претерпевая это, Спаситель наш громко воскликнул: «Отче, отпусти им этот грех, чтобы язычники познали Мое воскресение из мертвых».