Uspensky N.D., prof. - Orthodox Vespers

Молитвой третьего антифона второго трехпсалмия или, что то же, 129-го псалма, служила современная четвертая светильничная — „Немолчными песньми и непрестанными славословленьми...“ В евх. Син. библ. № 105, XIII в. [60] она надписана как молитва на „Из глубины воззвах...“

Седьмое место в составе молитв песненной вечерни занимала „молитва прилежного“ (моления. — Н. У.). Такое место ей указывает евх. Син. библ. № 106—XIII в. [61] Это та самая молитва, которая в современном служебнике положена для чтения на литургии в связи с сугубой ектенией.

В связи с малыми антифонами читались молитвы: 1) „Благословен еси Господи, Боже наш, просветивый день светом солнечным...“, 2) „Господи, Господи, избавлей нас от всякия стрелы...“ и 3) „Боже великий и вечный, святый и человеколюбивый...“ Это те молитвы, которые в настоящее время читаются на вечерне Пятидесятницы в конце трех коленопреклонных молитв. В манускриптах они обозначались: 1-я, как „Молитва антифона первого, когда поется „Молитвами Богородицы...“, 2-я, как „Молитва антифона второго, когда поется „Единородный Сыне...“ и 3-я, как „Молитва антифона третьего, Трисвятого“ [62].

В некоторых евхологионах, как напр, в евх. Син. библ. № 958, X в. [63], имеется еще молитва оглашенных —

Возроди их водою и Духом в вечное Твое царство. Да и тии с нами славят всечестное и великолепое...“, причем в некоторых евхологионах, как напр, в Криптоферратском Виссарионовом, XI в. [64] и Парижской нац. библ. № 213, 1027 г. [65], сказано, что эта молитва читается не всегда, но во вторник и четверг, т. е. накануне постных дней, и то, при условии, если в эти дни не бывает литургии или литии.

В тех евхологионах, в которых имеется молитва оглашенных, как правило, далее следуют две молитвы о верных. Первая молитва— „Господи, Боже наш, и ныне приступаем от всего сердца и имя Твое святое призываем и благодарим Тя сохранившего нас в мимошедшем дни и приведшего нас к вечернему свету.

Яко Тебе подобает...“ Молитва вторая — „Господи, Боже, учредивый неприступный свет, приведый нас по велицей милости Твоей в пришедший вечер и к вечернему славословию воздвигнувый.

Яко Твоя держава...“

Современная 5-я светильничная молитва своими словами: „Даждь нам избежати и прочее настоящего дне, Твоею благодатию от различных козней лукавого...“ приближается к первой молитве верных с ее прошением: „Защити нас всеоружием Святаго Твоего Духа от духов злобы“, а 6-я молитва словами: „Даруй нам и прочее непорочно совершити пред святою славою Твоею, пети Тя единого, благого и человеколюбивого Бога нашего“ близка второй молитве верных: ,да всегда во страсе Твоем пребывающе и во свете Твоем ходяще, разумеем чудеса Твоя, во всем славословяще Тебе единого, истинного и человеколюбивого Бога“. Не являются ли современные 5-я и 6-я светильничные молитвы одной из редакций древних молитв о верных?

Блаж. Симеон Солунский упоминает о произношении после просительной ектений главопреклонной молитвы. Затем ниже он говорит, что на всяком песненном последовании последними молитвами являются молитвы главопреклонения и отпуста. Древнейшие евхологионы приводят главопреклонную молитву „Господи Боже наш, приклонивый небеса...“ Эта молитва существует с тем же значением и в современном чине вечерни. О ее близости к главопреклонной молитве в чине вечерни VIII книги Постановлений Апостольских было сказано выше.

Молитвой отпуста памятники называют: „Боже великий и вышний, един имеяй безсмертие“. Теперь это 7-я светильничная молитва. О ее близости к „Безначальне Боже и бесконечне...“, что в чине вечерни VIII книги Постановлений Апостольских, говорилось выше.

Надо заметить, что все древнейшие евхологионы, напр. Син. библ. № 958, X в. [66], Парижской нац. библ. № 213, 1027 г. [67], Син. библ. № 962, XI—ХII в. [68], № 961 той же библ. XI—XII в. [69] и № 105 той же библ. XIII в. [70], ставят на первом месте молитву отпуста, и главопреклонную на втором. По-видимому, блаж. Симеон Солунский, говоря о молитве отпуста, как о последней в чине песненной вечерни (τελευταια δε ευχη πασων η της κεψαλοκλισιας τε και απολυσεως) [71], имеет в виду не эту древнюю молитву, а новую форму отпуста, слагавшуюся в его время в виде кратких благословений и молитвенных напутствий. Так можно полагать потому, что святитель, приведя в конце изложения вечерни возглашение: „Господу помолимся. Яко Ты еси освящение наше, Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем...“, говорит: „Так бывает отпуст“.

По сообщению блаж. Симеона, чин вечерни этим заканчивался (και ουτω το τελος των προσευχων επαγει) [72]. Однако в некоторых евхологионах, сравнительно малочисленных, как напр. Парижской нац. библ. № 213, 1027 г. [73], Моск. Син. библ. № 371/675, XIV—XV вв. [74] и № 372/900, XIV—XV в. [75] и Соловецк. монастыря № 725/1085, 1505 г. [76], вслед за вечерними молитвами положены еще 4 молитвы, две для чтения в скевофилакии или, что то же, в сосудохранильнице, и две — в баптистерии. Ниже приводятся эти содержательные и малоизвестные молитвы.

Первая молитва в скевофилакии: