Uspensky N.D., prof. - Orthodox Vespers
То же самое следует сказать и по вопросу идейного значения баптистерия. Ап. Павел указывает на идейную связь крещения с смертью Спасителя. „Все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились“ (Римл. 6, 3). Святитель же Кирилл Иерусалимский, развивая эту мысль апостола, сравнивает самое шествие крещаемых к купели с несением Христа со креста ко гробу Его — „После сего приведены вы были к святой купели божественного крещения, как Христос со креста несен был к предлежащему гробу“ [82]. В свете этих идейных связей величайших христианских таинств крещения и причащения с крестной смертью Спасителя, перенесение иерусалимского обычая исхождения во Св. двор и на Голгофу в другие христианские храмы в виде посещения сосудохранильницы, где хранились не только сосуды для совершения евхаристии, но и запасные Св. Дары, Св. Мvро, а равно и в баптистерий, — было вполне закономерным.
Молчание блаж. Симеона об этом исхождении объясняется исчезновением последнего из богослужебной практики Солунской церкви задолго до времени этого святителя. Возможно, что описываемая им лития с выходом иерея из алтаря за амвон представляла собой остаток этого более древнего обычая.
Реконструкция песненной вечерни
Сведения, которыми мы располагаем об антифонах и молитвах песненной вечерни, позволяют восстановить это чинопоследование в следующем виде:
1-е трехпсалмие
Возглас на средине храма: „Благословенно царство...“ Великая ектения, молитва „Господи щедрый... и милостивый...“ и 1-й антифон „Приклони, Господи, ухо Твое...“
Малая ектения, молитва „Господи, да не яростию...“ и 2-й антифон (92 или 15 или др. псалом).
Малая ектения, молитва „Господи, Боже наш, помяни нас...“ и 3-й антифон (неизвестный псалом).
2-е трехпсалмие
Малая ектения, молитва „Вечер и заутра...“ и 140 псалом „Господи, воззвах...“ Вход в алтарь священнослужителей.
Малая ектения, молитва „Господи, Боже Вседержителю, сведый ум человечь...“ и 141 псалом „Гласом моим...“
Малая ектения, молитва „Немолчными песньми...“ и псалом 129 — „Из глубины воззвах...“
Прокимен, сугубая ектения и молитва прилежного моления.
3-е трехпсалмие
Малая ектения, молитва „Благословен еси Господи, Владыко Вседержителю, просветивый день светом солнечным...“ и 1-й малый антифон — псалом 114.
Малая ектения, молитва „Господи, Господи, избавлен нас от всякия стрелы...“ и 2-й малый антифон — псалом 115.
Малая ектения, молитва „Боже великий и вечный, святый и человеколюбивый...“ и 3-й малый антифон — псалом 116.
Молитвы: оглашенных, 1-я верных и 2-я верных (не всегда).
Молитвы: отпуста — „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...“
Молитва главопреклонения — „Господи, Боже наш, приклонивый небеса...“
Исхождение с чтением молитв: