Uspensky N.D., prof. - Orthodox Vespers

К этому надо добавить, что у самих монашествующих постепенно изменился взгляд на искусство церковного пения и гимнографию. Еще преп. Иоанн Кассиан наблюдал, что некоторые египетские монахи, отправляя правило псалмопения всем братством, исполняли псалмы антифонно и на разные распевы (antiphonarum protelatos melodiis et adjunctione quarundam modulationum debere dici singulis noetibus censuerunt) [120]. Преп. Савва Освященный († 529 г.) повелел, чтобы в его лавре правило псалмопения исполнялось братством мелодически (μετα μελους) [121].

От отрицания песнотворчества, как могущего „растлить“ Священное Писание, иноки перешли к сочинению стихир, тропарей, канонов, в которых стали излагать догматы Церкви. Некоторые монастыри стали своего рода школами песнотворчества. Такой была лавра преп. Саввы Освященного, где жили славные песнописцы: патр. Софроний († 644 г.), преп. Иоанн Дамаскин († ок. 780 г.), преп. Косма, еп. Майумский († ок. 787 г.), преп. Стефан Савваит († ок. 795 г.), преп. Феофан Начертанный († ок. 850 г.). Немного позднее такое же значение получил Студийский монастырь, давший славных песнописцев: преп. Феодора († 826 г.), его брата св. Иосифа, архиеп. Солунского († ок. 825 г.), преп. Николая, Климента, Киприана. Составляя стихиры, каноны и др.

Как происходило слияние иноческого правила с песненным последованием — можно видеть из приводимых ниже чинов вечерни. Рукопись Син. библ. № 105, XIII в., содержит следующий интересный с этой стороны чин:

„Когда диакон облачится и ударят в медное, диакон, став перед алтарем и сотворив три поклона, говорит: „Благослови Владыко“, и тотчас иерей: „Благословенно царство...“ Затем екклисиарх: „Приидите поклонимся...“ Иерей говорит молитву первого антифона — „Господи щедрый и милостивый, долготерпеливе и многомилостиве...“ Диакон: „Миром..., О свышнем...“ и т. д. вся великая ектения. После возгласа народ: „Аминь“ и, обратясь, иерей благословляет народ и говорит: „Мир всем“. Народ: „И духови твоему“. Затем говорит иерей молитву антифона: „Господи, да не яростию Твоею...“ Диакон: „Паки и паки..., Заступи, спаси..., Пресвятую...“ Иерей: „Яко Твоя держава..., Мир всем“. Молитва третьего антифона: „Господи, Боже наш, помяни нас грешных“. Диакон: „Паки и паки...“ и т. д. Иерей: „Яко благ и человеколюбец Бог..., Мир всем...“ Молитва перед „Господи воззвах...“ — „Вечер и заутра и полудне...“ Диакон: „Паки и паки...“ и т. д. Иерей: „Яко подобает Тебе всякая слава..., Мир всем...“ Молитва на „Из глубины воззвах“ — „Немолчными песньми и непрестанными славословленьми...“ Затем исшед кадит народ и в богородичен входит с кадильницей, говорит же внутри, преклонив колена, молитву „Благословен вход святых Твоих Христе со Безначальным Твоим Отцом и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно...“ Когда же имеет в виду войти во врата, диакон говорит: „Премудрость, прости“. Затем народ: „Свете тихий...“

По исполнении сего говорит диакон (иерей): „Мир всем“, диакон: „Премудрость“. Затем прокимен. По окончании его говорятся пророчества, если положены; если же нет, говорит диакон ектению, иерей же стоит во вратах. „Рцем вси“, народ — „Господи помилуй“. „От всея души... Господи Вседержителю..., Помилуй нас по велицей милости...“ Когда же народ говорит „Господи помилуй“, иерей молитву ектений: „Господи, Боже наш, прилежное сие моление...“ Диакон: „Еще молимся о еже милостиву благоуветливу и удобопримириму быти человеколюбивому Богу ко грехом нашим..., О рабе Божием имярек и о всем во Христе братстве нашем, здравии, спасении...“ И здесь поминай живых, их же хощешь“. „О здравии, спасении и оставлении грехов всех... О блаженней памяти преставльшихся..., О прежде почивших отцах, игуменах и братиях..., Еще молимся о оставльшихся и во отшествии сущих, о исцелении в немощех лежащих, о покои, ослабе и блаженной памяти, оставлении грехов всех прежде почивших...“ Затем говорит иерей возглас: „Яко милостив и человеколюбец Бог еси...“ Затем: „Сподоби Господи...“ и тотчас диакон ектению: „Исполним молитву...“ Иерей говорит молитву. Молитва по „Сподоби...“ — „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...“, „Исполним вечернюю молитву...“ и т. д. Иерей велегласно: „Яко благ и человеколюбец Бог еси и Тебе славу воссылаем..., Мир всем“. Диакон: „Главы наша...“ Иерей молитву: „Господи, Боже наш, преклонивый небеса...“ Возглас: „Буди держава царствия Твоего благословена и препрославлена Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков“. Молитва отпуста вечерни: „Преблагий Господи, Боже наш, преклонивый день к вечеру и давый нам насладитися от всех сотворенных премудростию Твоею. Сам Владыко, приими моление наше яко кадило пред Тобою и да не зайдет во гневе от грехов наших солнце правды Твоея, но восстави нас и соедини предстательством Пресвятыя Богородицы и всех святых Твоих, умири жизнь нашу, благоприятну сотвори молитву нашу и помяни всех братий наших и царствия Твоего всех нас сподоби“. По отпусте говорит диакон: „Премудрость“. Народ: „Благословен святый“. Иерей: „Сый благословен Христос Бог, всегда...“ [122].

Чин начинается обычным для песненных последований возгласом „Благословенно царство...“ И хотя далее появляется неизвестное этим последованиям „Приидите поклонимся...“ и антифоны первого трехпсалмия уже успели исчезнуть, вечерня в первой своей части еще сохраняет следы песненного последования. Это — гласное чтение антифонных молитв, которые отделяются одна от другой ектениями. Ектениями отделяются и антифоны второго трехпсалмия, так что молитвы „Вечер, заутра и полудне...“ и „Немолчными песньми и непрестанными славословленьми...“ читаются в связи с пением псалмов, к которым они относятся. Вечерний же вход отделился от псалма „Господи воззвах...“ Его совершают по исполнении всех псалмов с пением „Свете тихий...“ Дальнейшая часть вечерни весьма приближается к современному виду. Малые антифоны с ектениями и молитвами перед ними исчезли, и между сугубой и просительной ектениями появилось „Сподоби Господи...“ Молитва же отпуста „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...“ с нарушением трехантифонного строя этой части вечерни потеряла свое значение молитвы отпуста. Она здесь надписывается как „Молитва по Сподоби“. Это обстоятельство в свою очередь вызвало появление в конце вечерни новой молитвы отпуста: „Преблагий Господи...“ Но песнь Симеона Богоприимца, упоминаемая Иоанном Мосхом в описании иноческого правила псалмопения, совершавшегося аввой Нилом Синайским, и известная орологиону лавры преп. Саввы Освященного, VIII—IX вв. (Син. библ. № 863), отсутствует.

Другая рукопись Син. библ. № 973, 1153 г., содержит чин вечерни, где процесс трансформации песненного чинопоследования достигает своего апогея.

„Последование с Богом вечерни. Диакон говорит: „Благослови Владыко“. „Благословенно царство...“ Народ говорит: „Благослови душе Моя...“ и тотчас диакон: „Миром Господу...“ Молитва вечерни — „Вечер и заутра и полудне...“ Прочие молитвы найдешь в литургии святой Четыредесятницы. „Заступи, спаси...“ и тотчас „Господи воззвах...“, стихиры, „Свете тихий...“ и тотчас диакон: „Вонмем. Мир всем. Премудрость“, и тотчас прокимен. Диакон: „Рцем вси...“ и т. д. Молитва: „Господи, Бсже наш, прилежное сие...“ Возглас: „Яко милостив и человеколюбец...“ Народ: „Сподоби Господи...“. Затем стихиры, „Ныне отпущаеши...“ Возглас: „Яко Твое есть царство...“ и тотчас тропарь дня, и тотчас диакон: „Исполним вечернюю...“ Иерей говорит молитву: „Боже великий и вышний, един имеяй бессмертие...“ Возглас: „Яко благ и человеколюбец Бог...“ Молитва главопреклонения: „Господи, Боже наш, приклонивый небеса...“ Возглас: „Буди держава царствия Твоего..., Премудрость“. Народ: „О имени Господни..., Благословен святый, благослови всех..., Сый благословен Бог наш всегда...“ Народ: „Аминь. Утверди Боже...“ и отпускает“ [123].

В этом чине исчезли не только антифоны первого трехпсалмия, но и малые ектении их, так что конструктивная сторона песненного последования в данном случае оказывается вовсе утраченной. Светильничные молитвы, будучи объединены, читаются вместе после 103 псалма во время великой ектений, так что за последней сразу же следует „Господи воззвах...“ Вторая часть вечерни после „Свете тихий...“ в целом сходна с той же частью по предыдущему памятнику, но кроме того в ней имеется „Ныне отпущаеши...“, отсутствовавшее в предыдущем примере. От современного чина вечерни рассматриваемый по существу отличается лишь отсутствием кафизмы „Блажен муж…“.

Влияние иноческого правила псалмопения на соборно-приходское богослужение не ограничивалось конструктивным изменением чинопоследования вечерни и внесением в нее новых песнопений — псалмов и молитвословий. Оно привело к большому ограничению элементов, унаследованных песненной вечерней от Иерусалимского Святогробского богослужения. Послевечернее исхождение или лития, согласно сообщению Этерии совершавшаяся в Иерусалиме ежедневно, а в богослужебной практике блаж. Симеона Солунского составлявшая непременную принадлежность воскресной песненной вечерни, повидимому сохранилась только в палестинских монастырях и, в частности, в лавре преп. Саввы Освященного. В последней она совершалась на субботнем бдении и в некоторые воскресные дни после вечерни [124].

Чин этого исхождения сохранился в Иерусалимском уставе Син. библ. № 1096, XII—XIII вв.:

По исполнении же стихиры святого, слава и ныне, богородичен 3 гласа и по исполнении говорит иерей: „Паки прилежно Господу помолимся“, мы же „Господи помилуй“ один раз. Иерей же: „Еще о преподобных отцах наших игуменах (как записаны в диптихе от преподобного и богоносного отца нашего Саввы до последнего), мы же „Господи помилуй“ трижды; иерей: „Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию и преподобного и богоносного отца нашего Савву со всеми святыми помянувше...“ Мы же: „Тебе Господи“. Иерей же сию молитву: „Спаси Боже люди Твоя и благослови достояние Твое...“ Мы: „Господи помилуй“ 50 раз. Затем иерей: „Еще молимся об оставлении грехов раба Божия... монаха и о всем во Христе братстве нашем, и о всякой душе христиан притесняемых...“ (θλιβομενων). Мы: „Господи помилуй“ 50 раз. Затем поминает иерей и читает поименно живых и умерших христолюбцев, которые по уставу имеются в диптихе, и после этого возглас: „Услыши ны Боже, Спасителю наш..., Мир всем..., Главы наша...“ И нам преклоншим колена иерей молится велегласно и читает: „Владыко многомилостиве, Господи...“ (На всех молитвах поминается имя святого Саввы) [125].

Что касается уставов константинопольского происхождения, то они не указывают совершать вечернюю литию и на великие праздники [126], и даже на храмовые [127].

Равным образом, обряд вечернего входа из повседневного стал принадлежностью только праздничного богослужения, вызвав тем самым деление вечерни на два вида: великую [128] (со входом) и вседневную (без входа).