Uspensky N.D., prof. - Orthodox Vespers

[106] А. И. Диаковский, Последование часов и изобразительных. Киев, 1913, стр. 77—78, 176 и др.

[107] Прот. М. А. Лисицын, Первоначальный славяно-русский типикон, СПб., 1911, стр. 9.

[108] Проф. А. А. Дмитриевский, Древнейшие патр. типиконы, стр. 79, 81, 213.

[109] Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских и поместных и святых отец. М., 1914, стр. 177.

[110] Сократ Схоластик, Церковная история, V, 22.

[111] Τυπικα, ч. I, стр. 127.

[112] Там же, стр. 35.

[113] Там же, стр. 40.

[114] Там же, стр. 134.

[115] Гл. 6–-9.

[116] Проф. А. И. Алмазов, История чинопоследований крещения и миропомазания. Казань, 1884, стр. 65.

[117] Ευχολογια, т. II, стр. 1001, и Goar, Ευχολογιον, p. 36.

[118] Прот. М. А. Лисицын. Цит. труд, стр. 29.

[119] Там же, стр. 31.

[120] Instit. coenobiorum. II, Mighe, P. L., t. 49, col. 78.

[121] Житие св. Саввы Освященного. Цит. изд., стр. 230.

[122] Проф. А. А. Дмитриевский, Ευχολογια, стр. 161 —162.

[123] Там же, стр. 88.

[124] См., напр., рукопись Син. библ. № 1096, XII—XIII вв. — Проф. А. А. Дмитриевский, Τυπικα, ч. II, стр. 21—23, 34—35. См. там же, стр. 57.

[125] Рукопись Син.библ. № 1096, XII—XIII вв., Τυπικα, ч. II, стр. 22.

[126] См., напр., Студийско-Алексиевский устав Моск. Син. библ. № 330/380, XII— XIII вв. — Проф. Е. Е. Голубинский, История Русской церкви, т. 1, 2-я половина, стр. 494, 496.

[127] См. устав Евергетитского монастыря по рукописи Афинского университета № 788, XI—XII вв. — Проф. А. А. Дмитриевский, Τυπικα, ч. I, стр. 364.

[128] Иногда этот термин понимают, как указывающий на особенную продолжительность праздничной вечерни сравнительно с вседневной, между тем это неверно. Вседневная вечерня, совершаемая с соблюдением всех установлений церковного устава, касающихся этого чинопоследования, — с чтением полной кафизмы, с пением всех светильничных псалмов, стихир на „Господи, воззвах“ и на стиховне — занимает времени не меньше, чем обычная великая вечерня, где вместо целой кафизмы положен один антифон „Блажен муж...“ Свое название „великая“ эта вечерня заимствовала от великих церквей — Великой Константинопольской Церкви, Иерусалимского храма Св. Воскресения и др., где когда-то вечерний вход составлял неотъемлемый обряд этого богослужения. Иначе говоря, великая вечерня — это вечерня, совершаемая по примеру великих церквей со входом. Таким образом самый обряд входа служит основным признаком, по которому великая вечерня отличается от вседневной.

[129] Тактикон, сл. 1. Цит. изд., л. 12.

[130] Там же, л. 1 и 3.

[131] Там же, л. 1.

[132] Там же.

[133] Там же, л. 3 об. и 4.