Uspensky N.D., prof. - Orthodox Vespers

[155] Напр., 1602 г., л. 7 об.; 1627 г., л. 7 об.; 1630 г., л. 7 об.; 1640 г., л. 7 об.

[156] Устав изд. 1641 г., л. 21 об.

[157] Грамота митр. Макария архиепископу новгородскому Серапиону (Стоглав, изд. третье. Казань, 1912, стр. 196).

[158] Путешествие антиохийского патриарха Макария в Россию. Вып. II. М., 1897, стр. 162.

[159] Там же, стр. 60.

[160] Там же, стр. 90.

[161] Там же, вып. IV. М., 1899, стр. 49.

[162] Проф. А. П. Голубцов. Чиновники Московского Успенского собора. М., 1908, стр. 141.

[163] Он же. Чиновник Холмогорского Преображенского собора. М., 1903, стр. 8.

[164] Там же, стр. 196.

[165] Современное начертание диаконом образа креста при произношении „Премудрость, прости“ возникло в результате этого каждения, совершавшегося, как вообще в древности кадили, крестообразно.

[166] „И паки кадит царские двери глаголя „Премудрость, прости. Свете тихий. И мы поем Святыя славы Безсмертного Отца“. (Устав изд. 1641 г., л. 22).

[167] Л. 302 об. и 303.

[168] Рукопись Лен. гос. публ. библ. Сол. № 70/752.

[169] Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. № 730, л. 27; № 731, л. 90 и № 737, л. 9.

[170] Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир. № 730, л. 25; № 733, л. 61, 78. об., № 734, л. 10 об.; 13 об., 26 об.

[171] Напр., рукопись Лен. гос. публ. библ. XVII в. Кир № 733, л. 12; № 737, л. 203, 306 и об.; № 735, л. 24.

[172] Описание славянских рукописей Моск. Син. библ. Отдел третий, часть вторая. М., 1917, стр. 120—121 (рукопись № 467, 1570 г.); стр. 129 (рукопись № 473—XVI в.); стр. 189 и 192 (рукопись № 485, XVI в.); стр. 204 (рукопись № 486, XVI в.); стр. 238 (рукопись № 492, XVI в.).

[173] Проф. А. А. Дмитриевский, Богослужение в Русской Церкви в XVI веке. Казань, 1884, стр. 185.

[174] Проф. А. П. Голубцов, Чиновник Новгородского собора. М., 1899, стр. 140.

[175] Там же, стр. 139.

[176] Та же, что в современном служебнике в чине благословения колива.

[177] Проф. А. П. Голубцов, Чиновник Новгородского собора, стр. 140.

[178] См., напр., рукопись Синайск. библ. № 1094, XII в. и № 1096, XII — XIII вв. — проф. А..А. Дмитриевский, Τυπικα, ч. II, стр. 1 и 20.

[179] Исключение составляет всенощное бдение, начинающееся великим повечерием, совершаемое на праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещения, когда малая вечерня не полагается.

[180] См. указанные выше списки устава из Синайской библ. у проф. А. А. Дмитриевского, Τυπικα, ч. II, стр. 1 и 25.

[181] Ed. cit., col. 605, 608. Цитирую по русскому переводу в „Писаниях св. отцов и учителей Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения“, т. II. СПб., 1857, стр. 455.

[182] Divi Cypriani Liber de oratione dominika. Migne, P. Lat., t. 4, col. 542.