Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Пятая книга Псалтири. Псалмы 106-150
Руководственное пособие к пониманию Псалтири Пятая книга Псалтири.Псалмы 106-150
Камень, который отвергли строители, что сделался главою угла, это от Господа и есть дивно в очах наших. (Мк.12:10-11)
Псалмы: 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150
ПСАЛОМ 106. Призыв к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена. Теперь почти всеми признается, что этот псалом содержит приглашение к благодарению Господа за освобождение из вавилонского плена [1]. Возвратившиеся из плена могли петь его во время жертвоприношения (ст.22) в первый праздник кущей (Ездр.3:4), или, что еще вероятнее, при основании второго храма (3:11) [2]. - Четырехкратно повторяется как припев: воззваша ко Господу и проч. и да исповедятся Господеви милости и проч., и под четырьмя различными образами (в четырех строфах) самыми яркими красками изображается бедствие вавилонского плена. Сначала народ, снова собранный Богом со всех языческих стран в св. землю (ст.2-3), призывается к прославлению Господа за великие Его милости. Чтобы Израиль ясно видел, как много имеет он причин к благодарению Господа, псалмопевец изображает бедствия вавилонского плена; он сравнивает его с безводною пустынею, где он блуждал в голоде и жажде, если бы Бог не указал ему пути в город и не приготовил насыщения (ст.4-9) [3]; II. с мрачной темницею, в которой узники крепко оберегаемы были, и в тяжелом положении были близки к смерти (ст.10-16) [4]; III. с посланною в наказание смертельною болезнью, от которой немедленно получено чудесное выздоровление (ст.17-22) [5]; IV. с бушующим морем, каждую минуту угрожающим потопить кораблеплавателей (ст.23-32) [6]. С ст.33 прославление Господа сначала принимает общий характер, а затем снова переходит к прославлению того, что Бог недавно сделал над Своим народом. Он имеет силу - богатую водою землю, потому и плодородную, обратить в пустыню, в сланость (намек на судьбу Содома) (ст.33-34), но Он также имеет силу и пустыню преобразит в страну обильную водою (ст.35); так Он теперь снова благословил совершенно было опустевшую Палестину, возвратил несчастных (алчущия) жителей ее, поселил и устроил их в отечестве, благословляет их плодородием (ст.37) и чадородием (ст.38), хотя прежде они сильно уменьшились от страданий (ст.39). На могущественных же вавилонян Он изливает Свой гнев, наказал их поношениями и бедствиями (блуждание в пустыне), между тем как Он помог угнетенному ими народу, чрезвычайно (яко овцы) умножил его (ст.41). Израильтяне (правии) радуются помощи Божией; язычники же, считавшие ее невозможною, посрамлены. О, если бы весь мир понял исполненные милостей пути Божий и достойно оценил их! - Так как освобождение из вавилонского плена было образом освобождения из великого всемирного плена Христовою крестною смертью, то этот псалом нужно отнести к числу типико-мессианских псалмов.
ПСАЛОМ 107. Молитва о защищении народа. Нет достаточного основания отрицать указания надписания над псалмом, и потому мы признаем, что сам Давид составил его из двух других прежде написанных им псалмов 56 и 59. Сначала псалмопевец (т.е. народ) словами псалма 56 высказывает свою смелую уверенность и свою радость в прославлении Господа (ст.1-5) [7]; затем он молит, чтобы Господь и в настоящее время показал Свою всемогущую силу ко благу Своего народа (ст.6-7), вспомнивши Свои слова, которыми Он обеспечил Израилю обладание Ханааном и подчинение соседних языческих народов (ст.7-10). Полагаясь на эти слова, псалмопевец выражает надежду, что Бог окажет ему Свою помощь в предстоящем походе против Идумеян (11-14).
ПСАЛОМ 108. Проклятие ожесточенным врагам и молитва против них. Судя по надписи, псалом этот имеет отношение ко времени Саулова гонения; нельзя не признать индивидуального его характера. Псалом направлен против многих врагов (ст.3-5,20,25,27-29), но из них один - злейший и как бы представитель всех прочих - особенно имеется в виду и проклинается (ст.6-19); таким мог быть Доик, и из псалма 51 уже известный, как влиятельнейший и злобный противник и клеветник на Давида. В сознании собственной невинности тяжко страждущий псалмопевец просит Господа не оставлять долее в молчании его похвалы, т.е. фактически и пред всем миром показать, что он действительно невинен, достоин похвалы. Это необходимо, так как враги в своей клевете дошли до крайности (2-3) и так как они псалмопевцу, - у которого нет другого оружия кроме молитвы, - вместо любви оказывают только ненависть (4-5) [8]. Изобразивши кратко в резких чертах свое печальное положение, Давид затем просит мщения своим врагам, представителем которых является самый злобный (Доик) (поэтому ст.6-20 в един. числе), поэтому он первее всего и проклинается. Пусть Бог поставит сатану обвинителем против него (6) [9]; пусть он из божественного суда выйдет осужденным (7) [10]; да будет наказан раннею смертию (8) [11]; его дети и вдова да подвергнутся бедствиям (9-10) [12]. - Имущество ожесточенного врага должно (по его смерти) достаться в руки ростовщиков (ст.11) [13]; дети его (он в них) должны остаться беспомощными, скоро погибнуть и так. обр. должно исчезнуть потомство врага (12-13); чтобы такие наказания действительно постигли его, да придут пред святыя очи Божий грехи его родителей, и следствием этого будет то, что память о враге совершенно истребится с земли (14-15) [14]. Это все да постигнет его в возмездие за его жестокость против беспомощного псалмопевца, которого он проклинал и за это теперь в изобилии проклятие достанется ему (16-19) [15]; ибо этого требует правда Божия (20). Но правда же требует, чтобы Бог помог невинно преследуемому; об этой помощи и молит псалмопевец с ст.21 [16]; Он в высшей степени нуждается в ней, ибо печально положение его (ст.22-25) [17]. Да поможет ему Бог, чтобы познали враги его, что Он принял его в Свою руку (27). Несомненно, Он и сделает это. Изменение проклятия врагов во благословение, обрадует его, постыдивши врагов (27-29) [18]; и за то, что Он стал на моей стороне защитником (31), я буду Его публично прославлять (ст.30). - На основании Деян.1:20 этот псалом признается мессианским. Под преследуемым и молящимся о помощи разумеется Спаситель и под проклинаемым врагом предатель Иуда, представитель враждебного иудейства. Очевидно, что Давид здесь был прообразом Христа, а Доик - Иуды.
ПСАЛОМ 109. Мессия, как Первосвященник и Царь во веки. Что этот псалом написан Давидом, подтверждает надпись его, свидетельствует сам Спаситель, ясно приписывающий его Давиду (Мф.22:43. Лк.20:42. ср. Деян.2:34); это подтверждают также и внутренние свидетельства. Что иудеи во времена Иисуса Христа считали наш псалом Давидовым, и неоспоримо считали его мессианским, совершенно открывается из Мф.22:41-46, Мк.12:35-37 и Лк.20:41,46; равным образом Христос считал оный пророчеством о Мессии; - Апостолы также считали его Давидовым и мессианским (Деян.2:34, ср.7:55,56, - 1Кор.15:24 и д. Еф.1:20-22, Евр.1:3, 5:6, 7:17. 21:8, , 10:12-13, 1Петр.3:22). Если и можно связывать с нашим псалмом некоторые современно-исторические обстоятельства (перенесение кивота на Сион, окончание сирийско-аммонитской войны), то во всяком случае решительно должно утверждать, что он не только прообразовательно-мессианский, но прямо или исключительно мессианский. Только Мессию, а не обыкновенного человеческого царя, Давид мог назвать своим Господом; только от Мессии он мог ожидать совершенной победы над всеми врагами и затем основания совершенного Царства мира (ср. Пс.71); только к Нему мог он прилагать участие в божественном всемогуществе (сидение одесную небесного Царя, след, на небесном престоле), только от Него он мог ожидать, что Он будет и Священник и притом не по Ааронову, а по Мелхиседекову чину, и сверх того - вечно. Согласно древнему обетованию (Быт.12:2, 15:5, 17:4, 22:17-18) в семени Авраама должны благословляться все племена земные; сам Давид получил обетование, что царство его будет вечно (2Цар.7:11 и д.); распространится по всей земле и будет царством всесветного мира.
В нашем псалме Св. Дух (εν πνεύματι, Мф.22:43) разрешает царственному певцу все его сомнения касательно этого будущего царства. Он удостоился видеть своего Богочеловеческого Потомка в ту минуту, когда Он, вознесшись с телом на небо, занял место одесную Отца, и по своей человеческой природе, как потомок Давида, вошел в действительное и совершеннейшее участие в царской власти Божией (общение свойств) и поставлен вечным Первосвященником, чтобы в двояком качестве Царя и Первосвященника ниспровергнуть все враждебные силы и чрез это основать Царство благодати и мира. С этой точки зрения ход мыслей псалма очень прост и ясен. В пророческом восхищении Давид видит Мессию, своего Господа, в Вознесении восседающим одесную Отца, слышит Господа говорящим к Мессии: седи одесную Мене (ст.1) [19] и передающим Ему власть победы над всеми Его врагами (ст.1) [20]. Восхищенный пророческим созерцанием могущественного Царя Мессии, Давид затем в ст.2-5 непосредственно обращается к Нему, и на основании божественного изречения показывает Ему, каких блестящих последствий достигнет Он (как Богочеловек) посредством врученной Ему власти. Могущественным скиптром Он с Сиона подчинит Себе всех Своих врагов, явится Владыкою их (ст.2) [21]; в день решительной борьбы (день силы) Он одержит победу, будучи окружен славою Своих святых (ст.3а) [22]; ибо Он есть, как объявляет Сам Бог, Сын Его (ст.3б) [23], и далее, на основании божественной клятвы, есть вечный священник по чину Мелхиседека (ст.4) [24]. Как Богочеловек, Царь и вечный Первосвященник, Он есть победитель над Своими врагами; или - Бог, всемогущая сила Которого стоит одесную Мессии (по Его человеческой природе), побеждает в Нем могущественную оппозицию (цари) ст.5) [25]. Ужасное будет поражение, какое потерпят от Мессии все антимессианские власти (названы просто язычниками), Который будучи Царем и Первосвященником, есть также и Судия (ст.6, ср. Ин.5:27) [26]. Во время Своего похода (на пути) против врагов, Он не устанет, но получит подкрепление (от потока пиет) от Бога, и поэтому, наконец, как славный Победитель поднимает Свою голову (ст.7) [27].
ПСАЛОМ 110. Хвалите и бойтеся Господа, Чудотворца и Законодателя. Нельзя указать этому довольно простому псалму определенного исторического положения [28]. Это общественная песнь (алфавитная) и первоначально могла быть назначена для употребления при богослужении, как можно заключать из стоящего во главе псалма "аллилуйя". Как представитель общества, псалмопевец выражает свою радостною решимость хвалить Бога публично в собрании праведных (израильтян ст.1) [29]; дела Божия являются тем величественнее, чем внимательнее рассматривать их (ст.2) [30]; они составляют отражение Его славы и выражение неизменной Его правды (ст.3). Дела Его так велики и славны, что никогда не могут быть забыты во Израиле (ст.4); они составляют постоянное доказательство благости Божией (ст.46) [31]. Таково, например, чудесное насыщение народа в пустыне манною, введение Израиля в обладание Ханааном (ст.5, 6) [32]. Все эти дела (дела рук) - убедительные доказательства верности обетованиям и правды Божией (ст.7), и как дела Его откровения свидетельствуют о Его величии, так и откровенные Его повеления Его заповеди; потому что они непогрешимы (верны, мудрость Божия), неизменны (утверждены в век) и не подвержены, подобно человеческим законам, постоянным изменениям (неизменность Божия), составляют наконец фактическое (сотворены - назначены, определены) выражение вечной Его истины и правды (ст.7-8). На этих заповедях, на откровенном законе основывается завет, который Бог на вечные времена заключил с народом после чудесного освобождения из Египта (избавление); сохранять этот завет Святого, праведного Бога (свято и проч.), бояться Бога и точно исполнять Его волю составляет истинную мудрость (ст.9-10) [33]. Хвала Богу, сотворившему чудеса в Своем народе и давшему ему закон будет продолжаться вечно (ст.10).
ПСАЛОМ 111. Счастие смиренного праведника. Псалом этот (также алфавитный, как и предыдущий ему) мог быть написан тем же лицом, как и псалом 110. Он содержит в себе прославление блаженства человека богобоящегося, который исполняет как все заповеди (ст.1), так особенно заповедь о деятельной любви к ближним (ст.5, 6 и 9) [34]. Ему обещается влиятельное (сильно), благословенное потомство (ст.2), постоянное счастье (ст.3) [35]. Когда же и постигают его бедствия (тма), то при этом Господь его помощник (ст.4б) [36]; поэтому все у него идет хорошо (благ), не поколеблется он от своих обвинителей и врагов (ст.5) и ничего не страшится; утверждаясь доверием Богу, он торжествует наконец над всеми своими противниками (ст.6-8) [37] Между тем как праведнику так все благоприятствует за его милосердие и добродетель, нечестивец, пожираемый завистью и гневом, увидит все свои планы неудавшимися (ст.10).
ПСАЛОМ 112. Призыв к прославлению Господа. В этой песни, писатель и время происхождения которой неизвестны, псалмопевец приглашает израильтян (отроцы) к прославлению Господа (ст.1), которое всегда (ст.2) и везде (ст.3) должно раздаваться [38]. Бог беспредельно велик, Он Господь всего мира (над всеми языки), и самые небеса не могут объять Его славы (ст.4). Но еще бесконечно величественнее Бог открывает Себя в том, что, будучи Сам беспредельно высок, Он нисходит с Своими милостями к самым униженным существам в области Своих тварей (ст.5-6), чтобы возвысить их и осчастливить (ст.7-9) [39] - Этим псалмом начинается так называемый у иудеев галелл. Он обнимает псалмы от 112 до 117, и во времена второго храма восемнадцать раз в год употребляем был в богослужении (в новомесячии). Во время пасхальной вечери его разделяли на два отделения (ср. Примеч.1 к Пс.11З) и первое пели пред второю чашею, а второе - после четвертой (Мф.26:30).
ПСАЛОМ 113. Молитва Израиля о помощи против врагов. В еврейской Библии с ст.9-го Не нам, Господи, и проч. начинается новый, 115-й псалом [40]. Но во всех переводах и в церковном употреблении псалмы 114 и 115 (по евр. счислению) составляют один псалом. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства, вызвавшего происхождение этого псалма [41]; кажется, он и первоначально имел уже богослужебное назначение (ст.22 и 23 может быть составляли слова благословляющего священника или всего священнического хора; ст.24-26 слова народного хора; ср. также ст.9-11 в еврейском). Сначала псалмопевец (молящийся народ) напоминает себе, как Господь во время и после исхода из Египта сделал народ Израильский (дом Иакова; Иудея = Иуда) святым народом, над которым Он Сам царствует (ст.1-2) [42]. Затем высокопоэтическим образом он указывает на то, какие величественные чудеса сотворил Бог в пользу Своего народа при исшествии из Египта (море виде и проч.), во время странствования в пустыне (горы взыграстася, подвижеся земля; обращшаго камень и пр.) и при вступлении в обетованную землю (Иордан возвратися вспять) (ст.3-8) [43]. Ввиду столь высокого своего назначения (ст.2) и при созерцании столь величественных чудес древнего времени (ст.3-8), народ с уверенностью молит своего Бога и Царя, чтобы Он и теперь помог ему против язычников, потому что иначе они будут насмехаться над Ним, как бессильным Богом (ст.9-10), тогда как Он поистине всемогущ (ст.11), боги же язычников не имеют никакой власти, так как у них нет жизни (ст.12-15) [44]. Пусть же и язычники, делающие себе идолов и надеющиеся на них, будут так же бессильны, как их боги, в своих замыслах против Израиля (ст.16), который - в совершенную им противоположность - всю свою надежду полагает на Господа, признает и почитает в Нем единственного своего Помощника (ст.17-19) [45]. И Он всегда помогал и помогает Своему народу (ст.20-21) [46] пусть же это Он совершит в еще более обильной мере на детях и внуках во все будущие времена (ст.22-23) [47]. Израильтяне же в благодарность Господу, царствующему на небе, землю же предоставившему в жилище людям, будут прославлять Его пока живы, потому что по смерти нельзя уже прославлять Его (ст.24-26) [48].
ПСАЛОМ 114. Бог помог мне; Ему благодарение. В еврейской псалтири наши псалмы 114 и 115 составляют один псалом; но LXX, Симмах и Вульгата имеют полное основание, начиная словами: веровах и проч. новый псалом [49]. Нельзя указать определенного исторического обстоятельства для происхождения Пс.114-го [50]. Псалмопевец уверяет нас, что он пламенеет любовью к Богу (возлюбих - люблю, т.е. Бога), потому что Он всегда внимал его молитвам (услышит = слышит); последнее он обосновывает (яко) указанием на недавнее услышание его молитвы, за которое он во всю свою жизнь будет прославлять Господа (ст.2) [51]: Псалмопевец находился в смертной опасности (ст.5), и воззвал ко Господу о спасении (ст.3); Господь, оказавши ему помощь, явил Себя милостивым и праведным, помогающим угнетенной невинности, защищающим тех, которые в простоте сердца (младенцы; ср.Пс.18:8, Мф.11:25) с верою предаются Ему (ст.5-6). Поелику же Господь столь милостиво помог ему, то душа псалмопевца, доселе унывавшая, может теперь быть спокойною (ст.7) [52], и предается надежде, что Господь поможет ему вести богоугодную жизнь (ст.8).
ПСАЛОМ 115. Обещание благодарения за великую помощь. Псалом этот составляет песнь благодарения за милостивое спасение из великой (смертной) опасности [53]. - Сначала псалмопевец повествует, что он исполнен был веры и упования на помощь Божию и эту свою уверенность пред всеми высказывал, хотя (же) положение его было очень бедственное, так что спасение казалось невозможным (ст.1) [54]. Хотя от горя и бедствий псалмопевец был вне себя (во исступлении), хотя совершенно был беспомощным, однако он смело заявлял: все люди лживы, обманчивы, оставляют меня беспомощным; но Бог (это положительная, по связи речи, сторона его заявления) не обманывает, и несомненно поможет мне (ст.2) [55]. Так и было; Он освободил меня из моей великой опасности (эта мысль подразумевается между ст.2 и 3). Как же должен я благодарить Его за это (ст.3)? Прежде всего должен радостно принять дарованное мне спасение (чашу спасения прииму) и прославлять за это Бога (ст.4) [56]; потом данные мною в нужде обеты верно исполнить публично, пред всем народом (ст.5). - К такой радостной благодарности достаточно оснований; в спасении псалмопевца из опасности смерти Бог показал, что для Него дорога жизнь святых Его (ст.6) [57]; да, Господи, так действительно; жизнь Твоих праведников дорога Тебе; вот и я один из таковых, совершенно чувствующий зависимость от Тебя, раб Твой; и Ты развязал мои узы и тем фактически показал, что Ты дорого ценишь жизнь Твоих святых (ст.7) [58] Поэтому - повторяю - я буду приносить Тебе благодарственные жертвы (ст.8), на святых местах пред всем народом прославлять Тебя (ст.9-10) [59].