Дворкин А.Л. - Сектоведение - Глава 21. Движение "Нью эйдж"

На смену отжившей цивилизации новой должно смотреть как на нормальное явление, вытекающее из основных законов эволюции... Конечно, такие замены не проходят безболезненно и сопровождаются для человечества страданиями, но главной причиной страдания является не сама перемена, которая неизбежна, но незнание законов эволюции. [2]

Небезынтересен и текст “Послания махатм”, привезенный Н. Рерихом большевикам:

“В Гималаях мы знаем совершаемое Вами. Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы уничтожили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлющей материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали назначение познания. Вы преклонились перед красотой. Вы принесли детям всю мощь космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага! Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии! Знаем, многие построения совершатся в годах 28-31-36. Привет Вам, ищущим Общего Блага! Рерих передал также Чичерину от имени тех же махатм ларец со священной для индийцев гималайской землей “на могилу брата нашего махатмы Ленина” [3].

А вот что пишет “махатма Рерих” в своей книге “Алтай-Гималаи” о Тамерлане, которого он рассматривает как орудие прогресса:

Не был ли Тамерлан великим дезинфектором? Он разрушил много городов. Мы знаем, что значит разрушить глиняные городки, полные всякой заразы. Вот мы проехали двенадцать городов. Что можно сделать с ними? Для народного блага их нужно сжечь и рядом распланировать новые селения. Пока догнивают старые, трудно заставить людей обратиться к новым местам [4].

Это утверждение характерно в свете “глобальной чистки”, которую планируют провести плюралистично-терпимые ньюэйджеры. Этой глобальной чисткой будет сопровождаться утверждение “новой эры”; в ней погибнут не только сознательные противники нового режима, но и все, кто далек от сознания НЭ. Контактер с духами Алла Тер-Акопян пишет: “Раковые человекоклетки ... космический сор, души зашедших в своем развитии в тупик и не реализовавших свои внутренние возможности будут уничтожены”. [5]

Пророки НЭ, говоря о планах “очищения Матери-Земли”, успокаивают своих слушателей и читателей тем, что “смерти, по сути, нет”, и поэтому истребленные в процессе установления “новой эры” вновь вернутся на землю в соответствии с законом переселения душ. Так оправдываются будущие убийства. Но идеи НЭ оправдывают и убийства, происходящие уже сегодня. Например, один из “космических духов” сообщает, что аборты вполне допустимы, если родители заняты собственным духовным ростом. Жизнь не является чем-нибудь неповторимым, и душа ребенка вполне может подождать до следующего воплощения. Более того, как замечает тот же дух, аборт вообще не является убийством, так как душа ребенка заранее знает, что родители совершат аборт, и просто не вселяется в такой плод. [6]

2. “Тайное знание” для всех

Например, у мормонов Джозеф Смит, который был глубоко вовлечен в спиритизм и часто общался с некими духовными существами (это очень характерно для НЭ), объявил о начале эры “нового откровения”. “Дети Бога” (“Семья”) говорят о том, что скоро наступит новая эра; муниты говорят о преобразовании человечества и о том, что наступит “духовная Новая Эра” и Царство Божие на земле и в нем появится новый человек; кришнаиты путешествуют по различным планетам, а сайентологи мечтают о новом, “отклированном” человечестве и ожидают новой эры на “отклированной” планете. [7] Даже наименее оккультизированная из всех рассмотренных нами сект, “Церковь Христа”, и та говорит о наступлении новой эпохи, которую можно приблизить, евангелизовав все население Земли в течение жизни одного поколения.

Итак, элементы НЭ есть в каждом из таких движений. Сюда в равной степени относятся и наши, отечественные движения: “Белое братство”, БЦ, секты Виссариона и Иванова, не говоря уже о других, менее известных сектах. Все они убеждены, что с наступлением новой эры появится и новый человек — будь то ивановский новый “аутотропный” человек или виссарионовский, у которого произойдет смена генотипа и который будет приспособлен для жизни в новой эре. Отметим, что, когда Россия была закрыта для западного воздействия, влияние движения НЭ в какой-то степени все же просачивалось к нам из-под железного занавеса в виде астрологии, “восточной премудрости”, литературы в стиле “фэнтэзи” и т. п. [Поэтому, когда границы открылись и все это хлынуло в Россию широким потоком, народ с жадностью стал пить уже отчасти знакомое пойло. Необходимо отметить и то, что уклон в оккультизм исподволь давно уже готовился атеизмом, ибо, как справедливо сказал Честертон, когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное. Весьма характерна смена ориентиров бывшим официальным глашатаем атеизма — журналом “Наука и религия”, ставшим ныне одним из главных рупоров оккультизма. Вспомним и то, что нынешний клан сектозащитников (таких, например, как С. Иваненко, Н. Гордиенко или Е. Балагушкин) почти поголовно происходит из профессиональных “антирелигиозников”— пропагандистов “научного” атеизма.

Идеи и парадигмы НЭ сегодня приняты “на ура” всем населением нашей страны; это те образы, в которых оно мыслит, тот язык, на котором оно говорит. Поэтому всем упоминавшимся в этой книге сектам так легко работать у нас. “Аура”, “третий глаз”, “энергетика”, “космическая энергия”, “реинкарнация”, “экстрасенсорика”, “чакры” и “мантры”, “доноры и вампиры” — все это было пущено в широкий оборот благодаря НЭ. От этого просто некуда увернуться: любой человек как о чем-то само собой разумеющемся говорит про энергетику и энергетических вампиров, а когда какой-нибудь политический деятель пытается изречь что-нибудь на духовные темы, то, как правило, опять же выскажется в духе “Нью эйдж”. Даже когда постсоветский человек хочет похвалить Церковь, то ничего более оригинального, чем “в храмах хорошая энергетика”, он придумать не может.

Если наблюдать за НЭ снаружи, то все это производит впечатление неряшливого и бессистемного конгломерата разных идей, но при более внимательном изучении этого движения вырисовывается поразительное единство всего, что там происходит, позволяющее ньюэйджерам легко отличать “своих” от “чужих”. Это не то чтобы некая сознательно созданная, продуманная и расклассифицированная система, но внутри движения присутствует достаточно жесткий единый скелет, на который нанизываются все новые элементы. Это единство обеспечивается даже не столько общностью взглядов, сколько особым мистическим отношением к жизни, которое питается контактами со сверхъестественным миром.

Сознание “Нью эйдж” можно уподобить ядру в оккультной субкультуре, вокруг которого в зависимости от числа разделяемых идей концентрируются самые различные оккультные группы. Это своего рода аналог экуменического движения в оккультной среде. Ньюэйджеры склонны следовать принципу “кто не против нас, тот с нами”, и даже те, кто разделяет далеко не все... [их] идеи, воспринимаются ими как единомышленники. Увлеченность духом глобальности позволяет им причислить к “своим”, например, пророков ноосферы Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского, — это при том, что В. И. Вернадский вообще понимал ноосферу в материалистическом духе. [8]