Дворкин А.Л. - Сектоведение - Глава 21. Движение "Нью эйдж"

Итак, теософия — это предтеча сегодняшнего движения НЭ. Соединение западного оккультизма и восточных систем, достаточно примитивное, тоже является характерной чертой НЭ. Блаватская — один из столпов НЭ, его непререкаемый авторитет и учитель. У нас в России (и не только в России) эта черта преломляется через дополнительный элемент НЭ — “живую этику” и Агни-Йогу Рерихов.

Благодаря “Тайной доктрине” Блаватской стал широко известным миф о существовании махатм — иерархии высших духов (или загадочных существ), которые тайно направляют историю человечества. Впоследствии эта идея обнаружится в учении самых различных оккультных обществ, начиная от последователей Рерихов и кончая сатанинскими группами и кружками черной магии. Близкие параллели с теософией есть у сайентологии: это космические элементы и, конечно же, сайентологическое понятие ДТ. “Действующий Тетан” — это практически то же самое, что адепт теософского движения, то есть тот, кто достиг власти, силы и очищения, которое позволяет ему умереть в физическом теле и вести сознательную жизнь в теле астральном.

Оккультные знания привлекают человека тем, что обещают возвысить его до состояния Бога. Один из наиболее известных пророков НЭ Дэвид Спенглер пишет: “Если христиане требуют раскаяния, страдания, самоотвержения, то последователи "Нью эйдж" — изобилия, любви, возвышения индивидуального и коллективного благоденствия”. [10] Освобождая свои скрытые психические силы, человек возвышает себя. Однако по мере восхождения на более высокие уровни сознания программа его развития радикально меняется: он переживает слияние с безличным “космическим сознанием”, в котором исчезает ощущение границ собственного “я”. Благодаря своей интенсивности и глубине мистическое озарение делает отказ от своей личности желанным и легким. С этого момента человек начинает рассматривать собственное “эго” уже как помеху, препятствующую слиянию с безличностным космическим сознанием. Поэтому после возвращения из состояния “космического сознания” человек обычно раздувает свое “я до космических масштабов. Например, Джон Лилли оценивает себя не иначе, как человека, достигшего “высочайших состояний сознания...и вернувшегося оттуда с отчетом”. [11]

Часто эта самооценка перерастает в болезненную манию величия. Так, киевский житель Д. В. Кандыба, пережив состояние глубокого транса, стал рассматривать это событие как величайшее откровение в истории планеты. По его мнению, духовные состояния Иисуса, Будды, Кришны, Заратустры суть не более чем частные случаи единого и великого Сознания Кандыбы (сокращенно СК). [12]

И наконец, третий корень НЭ — это наркотическая молодежная контркультура 60-х гг. и различные эксперименты по “расширению сознания”, предпринимаемые при помощи гашиша, ЛСД, мескалина и галлюциногенных грибов, которые проводились такими кумирами молодежи, как Ричард Альперт (впоследствии Рам Дас), Тимоти Лири, Олдос Хаксли, Джон Лилли, и другими в самых престижных университетах США. Их знаменитый призыв: “Включись, настройся под вибрации и выпадай в осадок” (Turn on, tune in, and fair out). Экспериментируя с психоделиками, Т. Лири обнаружил, что они пробуждают скрытые мистические силы психики. Он попытался объявить употребление наркотиков таинством и создать на этой основе “Психоделическую церковь”. Однако по мере распада психоделического движения Лири пришел к выводу о неэффективности наркотиков для трансформации сознания и стал все больше склоняться к восточному мистицизму. Его ближайший коллега Ричард Альперт, совершив паломничество в ашрамы Индии, вернулся на родину в качестве гуру Рам Даса и принялся широко пропагандировать восточную технику медитации. Эти идеи распространились настолько широко, что проникли даже в христианство. Вот, что пишет католический монах Ж.М. Дешане в книге “Христианская йога”:

Как только вы приняли позу, вы чувствуете, как ваше тело расслабляется и вас наполняет чувство общего благополучия, необычное состояние покоя... Молитва становится сладостной и охватывает всего человека. Человек расслаблен и готов затрепетать при касании Святого Духа, готов принять и приветствовать то, что Господь в Своей милости сочтет нас достойными испытать... состояние полного удовлетворения... Это состояние превыше всякого думания [13].

Сознание НЭ предлагает целый спектр такого рода упрощенных методов “просветления”; оно напоминает что-то вроде своеобразного духовного супермаркета. Вот, например, отрывок из одной рекламной брошюры, посвященной сахаджа-йоге, которая обещает, что пробуждение скрытых сил здесь “достигается без усилий и каких-либо покаяний или постов, не говоря уже о жизни, полной самоотвержения со стороны искателя...Теперь не надо штудировать книги, не надо учить проповеди, не надо давать милостыню, не надо покорять горы, не надо проявлять инициативу. Ибо настало время наслаждения”. [14] Индийская журналистка Гита Мехта назвала учителей такого сорта агентами “карма-колы”, продавцами “быстрорастворимого просветления”. [15]

Психология “духовного супермаркета” позволяет случайным посетителям легко переходить от одного увлечения к другому, конечно, пока человек не попадет в руки одной из тоталитарных сект, действующих на торговом поле “Нью эйдж”. Исследователи отмечали, что некоторые ньюэйджеры меняют маршруты своих мистических путешествий почти что каждую неделю: от дзен-буддизма к айки-до, затем к пирамидологии, потом ребефинг и голотропное дыхание и т. п. А переменчивая мода услужливо выдвигает на первый план новое повальное увлечение ньюэйджеров — скажем, кристаллотерапию, которая после вспышки интереса тоже уйдет на периферию сознания НЭ. И не случайно ньюэйджеры используют для описания своих духовных и мистических переживаний сексуальную терминологию: “Сознание, — замечает Ширли МакЛейн, — стало моей новой эрогенной зоной” [16], а Рам Дас пишет: “Вы становитесь и лингамом, фаллосом и йони, влагалищем, становитесь как тем, что внедряется в Бога, так и тем, что раскрывается для принятия Бога” [17]. Вспомним, насколько близки к этому взгляду на мир эротическо-мистические переживания кришнаитов, соответствующая практика секты “Семья” или раджнишевской коммуны.

4. Эзотерическая педагогика и оккультный словарь

В литературе, посвященной НЭ, часто встречается информация о неком широком политическом заговоре ньюэйджеров для захвата власти в мировом масштабе. Сами ньюэйджеры также нередко упоминают о своем тайном обществе, объединяющем все ведущие политические фигуры во всем мире. Неизвестно, насколько эти слухи истинны, но несомненно то, что движение НЭ очень широко распространено во всех слоях общества и сферах жизни. Для пропаганды своих идей ньюэйджеры активно используют структуры ООН, а из них в особенности ЮНЕСКО. О степени их влияния на эту организацию говорит тот факт, что 1991 г. был объявлен ЮНЕСКО годом Блаватской.

Ньюэйджеры повсюду узнают друг друга и оказывают друг другу поддержку. Примеры таких отношений можно найти и в нашей стране. Вспомним настойчивую (и на первый взгляд необъяснимую) поддержку, которую оказывал Секо Асахаре и его секте “Аум Синрике” Олег Лобов, тогдашний секретарь Совета безопасности. Причины этого немного прояснились, когда заместитель Лобова Владимир Рубанов, выступая на научной конференции, произнес довольно характерную фразу: “Национальная идеология постправославной России должна быть основана на русском космизме”. [18] А когда его спросили, не оговорился ли он, он ответил, что человек в его положении никогда не оговаривается. (Представим себе какого-нибудь итальянского чиновника такого же ранга, высказавшего нечто подобное о “посткатолической Италии”, — думаю, после этого он недолго задержался бы на своем посту.) Асахара же со своими синкретическими построениями и зоологической ненавистью к христианству также вполне вписывается в ньюэйджевские рамки.

Особенно заинтересованы ньюэйджеры в проникновении в систему образования. Они не только создали целую сеть учебных центров, но и просочились в систему государственного образования. Вот что пишет один из их идеологов:

Я убежден, что борьба за будущее человечества должна быть начата и выиграна в классах школ учителями, которые правильно понимают свою роль провозвестников новой эры. Школьные классы должны стать ареной конфликта между гниющим трупом христианства и новым сознанием [19].