«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вот потому-то закона жизни мы не видим в среде языческих народов. Там нет ни чудотворцев, ни нетленных мощей, и силы Божественные не проявляются в жизни их чудесами. Язычники остаются совершенно чуждыми союза с Богом, но живут лишь ощущениями плоти, ее чувствами и страстями, подобно неразумным животным и даже хуже их, ибо животные руководствуются законами естества, а язычники и этот естественный закон извращают в себе своим омраченным умом.

Правда, и нехристианам удается иногда увидеть проявления чудодейственных сил естественной природы – слабые подобия духовных сил, которые на самом деле являются силой демонов, действующей в людях для соблазна и разъединения человека с Богом.

Нам могут сказать, что и языческие народы проявляют в жизни своей стремление приблизиться к Богу и даже уподобиться Ему, например, буддисты. Но те же буддисты, как мы знаем, отвергают самое бытие Божие. Вообще все язычники, в том числе и именуемые мусульманами, не имеют понятия о Боге, а потому и приблизиться к Нему не могут, тем более – стать подобными Ему. Самолюбивая жизнь язычества не только не приближает человека к Богу, но совершенно удаляет от Него. Ибо нельзя видеть солнца, когда смотришь в землю, и нельзя познать Бога, когда служишь плоти и смотришь только на нее.

В христианской жизни человек достигает образа и подобия Божия или таковые в себе восстановляет не самолюбивым стремлением к самообожествлению, сгубившим первого человека, но лишь раскрытием и развитием в себе Божественной живой любви, чуждой всякого эгоизма, любви до самозабвения и полного самоотречения.

Божественная жизнь любви в христианине чужда какого бы то ни было эгоизма и самости; она есть служение Богу и ближнему; она есть единство жизни человека с Богом и лишь по этой причине уподобляет его Богу и сообщает ему силы и свойства Божества. Богоподобие достигается христианином не ломкой и разрушением своего психофизического существа, но сохранением и развитием в себе Богодарованных свойств и совершенств живой любви, дающей блаженство. Христианин своего величия достигает смирением, духовного богатства – нищетою, мудрости и славы – кротостью.

После всего этого какое же значение в жизни христианина имеют молитвы, песнопения, богослужение, Таинства и разные обряды? Уж не излишни ли они для человека, живущего любовью, как ныне многие думают и говорят? Нет, все молитвословия, богослужения, Таинства и обряды с почитанием святых икон, креста и крестного знамения – это воплощение любви христиан к Богу и совершенной преданности Ему.

Все эти внешние явления отражают нашу внутреннюю жизнь и любовь к Богу, нашу восприимчивость, веру в Его благодатную силу и дарования, в возможность обновления нашей самолюбивой, греховной жизни. В них наглядно выражается союз любви человека с Богом. В Таинствах и обрядах христианской Церкви видно отеческое отношение Бога к людям – детям Его по благодати. В Таинствах и обрядах христиане приемлют от Господа спасительные дарования во освящение своей жизни, а в молитвословиях и песнопениях проявляют свою сыновнюю любовь к Нему, возносят Ему хвалу.

Христианин с любовью почитает святые иконы, изображающие лики Христа Спасителя, Пречистой Его Матери и всех угодников Его в непрестанное памятование о них. Он изучает жития их в назидание себе; почитает и крест Христов как видимый знак проявления наивысшей любви Бога Создателя, претерпевшего страдания и смерть на Кресте. Все молитвенные и обрядовые чиноположения Христовой Церкви суть проявления любви и отражение единства жизни человека со Христом, со Отцом Его и Св. Духом.

Таким образом, с религиозной точки зрения, любовь есть Божественная жизнь, которую Бог дал человеку изначально. После отпадения человека Бог обновил ее через Христа, и теперь человек должен пребывать в ней вечно. Любовь составляет образ и подобие Божие в человеке, ибо Бог есть Любовь. Любовь – та стихия жизни, которой живут и Ангелы небесные. Весь смысл и значение жизни разумных свободных существ заключается в жизни любви, в которой сосредоточены все нравственные совершенства, от которой рождается счастье и блаженство всякого живого существа.

Любовь Божественная создала вселенную и всякое живущее в ней существо – Ангелов и человека. Любовь Божественная в лице Иисуса Христа явилась в мире обновителем жизни человека и спасителем его от страданий и вечной погибели. Она восстанавливает человека в союз и единство жизни с Богом. Она же продолжает дело спасения человечества посредством Церкви Христовой и Таинств ее; она встречает рождающегося в мир человека и напутствует умирающего в загробную жизнь, не оставляя его и в вечности своими молитвенными, исполненными любви воспоминаниями. А потому любовь есть жизнь и спасение человека, и вечное блаженство его в союзе и единстве жизни с Богом.

Наоборот, с жизненной точки зрения, самолюбие есть жизнь сатаны и смерть духа человеческого; оно расторгает союз жизни человека с Богом и ближним и порождает страдания и болезнь духа. Оно отравляет жизнь человеческую и лишает ее блаженства.

Самолюбие – источник всякого зла и образ сатаны. Оно предает человека в рабство плотским страстям, омрачает его ум и не дает ему возможности увидеть день Господень (Деян 2:20) и принесенное в мир Христом спасение в жизни любви.

Самолюбие, т.е. служение себе вместо служения Богу и ближнему, составляет основу язычества всех его видов и проявлений. Самолюбие явилось причиной разделения народов и появления в мире множества ложных верований и вероисповедных заблуждений. Оно вкрадывается в жизнь христиан и омрачает их радостную жизнь любви к Богу и ближнему, производя разделение и вражду. Оно производит войны между народами и царствами, раздоры между обществами, семействами и беспокойство в сердцах людей.

Самолюбие разъединяет царей с подданными, правителей с подчиненными, старших с младшими, родителей с детьми, учащих с учащимися, богатых с бедными, хозяев с наемниками и служащими. И так без конца, до полной смуты в жизни.