«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Таким образом, Церковь Бога живого, т.е. человечество, стала оскудевать любовью Божественной и духовно умирать в самолюбии и зле, служа лишь своим плотским страстям. Князем мира сего и владыкой жизни человеческой становился дух самолюбия – дьявол. Человек сам не имел никакой возможности исправить свою роковую ошибку и восстать от своего падения, ибо яд самолюбия извратил жизнь его природы и отвратил сердце его от Бога. А потому только Сам Бог мог обновить человеческую природу Своей собственной чистой жизнью и тем восстановить его единство с Собой.

ОБЕТОВАНИЕ СПАСИТЕЛЯ

Но Бог любви продолжал Свое движение навстречу человеку. Обетованием послать Мессию – Спасителя, Семя Жены – Он стремился вызвать в человеке веру в Грядущего, любовь и стремление к Себе, благодаря которым могло, хотя бы в малой мере, поддерживаться общение людей с Богом до времени пришествия Обетованного, Того, Кто должен был восстановить союз Бога и человека, обновить Церковь.

Обетованием Спасителя – Семени Жены – Сам Бог положил основание сыновней, или прообразовательной, Церкви ветхозаветной, возбуждая тем в человеке веру и утраченную способность воспринимать будущие проявления Божественной любви к человеку. Но, предавшись служению плотским страстям, человечество не было готово к принятию Господних обетований и легко их забывало. Только малая часть рода человеческого, сохранившая в себе остатки Божественной жизни любви, не теряла веру в грядущего Мессию. Эта часть человечества и была Церковью ветхозаветной, хранившей в себе союз Бога со всем человечеством не столько единством жизни любви с Богом, сколько верой в Божественные обетования.

Мы уже достаточно рассуждали об источнике Божественной любви и о стремлении Божества снова оживить своей жизнью разумные свободные существа и всякое создание для счастья и вечного блаженства их в наитеснейшем союзе жизни с Богом. Мы уже выяснили и то, что разумные свободные создания Божии сами уклоняются от вступления в союз жизни с Богом и все свое стремление, всю любовь обращают только на плотское наслаждение, делая служение своим страстям целью всей своей жизни.

Теперь хотелось бы по возможности выяснить, какие части человечества, или народы мира, стремятся сохранить в себе Божественную жизнь любви, внимая гласу призывающего их Бога, а какие народы продолжают пребывать вдали от Божественной жизни, в жизни самолюбия, т.е. в служении себе, оставаясь совершенно глухими к призывающему их гласу Божию и руководствуясь в жизни своей только законом чувственности.

Итак, посмотрим, как жило человечество с момента своего падения до явления в мир обетованного Спасителя; насколько в нем проявлялась жизнь любви и как сильно развивалось самолюбие, отравляя жизнь народов.

Выше названы были благотворные проявления любви в жизни. Теперь мы дадим первоначальное понятие о проявлении самолюбия в человеке.

Сатанинское самолюбие есть источник всякого беспорядка и несчастья в жизни. Человек, зараженный самолюбием, ищет от жизни только угодное себе и от этого теряет все другое. Самолюбие высокомерно противопоставляет свое маленькое «я» всему вокруг и живет с миром в губительном споре, всегда оканчивающемся уничтожением собственного существа.

Заглушив совесть (или Божественную жизнь), оболгав рассудок, поразив волю, отравив всю вообще личную жизнь, самолюбие порождает ожесточение, равнодушие и тупость к вечным благам, зависть ко всякому преимуществу и благополучию другого. Самолюбие способно не верить в человечество, осмеивать труды и борьбу за благо; оно верит только в себя и свои права. Оно разложило человечество, разбило его на части, в которых едва заметны следы первоначальной жизни любви и образа Божия; оно наполнило мир войнами за личные интересы. Живя без всяких идей, лишь для собственного удовольствия за счет других, самолюбие представляет собой рабское чувство, к которому присужден каждый из самолюбцев.

Все эти плоды самолюбия – следствие утраты Божественной жизни любви, без которой самолюбцу недостает мягкости, нежности в жизни, результат отсутствия общения с Богом, Ангелами и людьми. В силу этого даже самые добродетели самолюбца носят в себе разрушительный характер, так как они основанием своим имеют самолюбие, служащее источником всякого зла.

Теперь уже понятно, как могло жить человечество до явления в мир жизни Божественной любви в плоти в лице Иисуса Христа.

Дав обетование Адаму и Еве о Семени Жены, Бог научил их приносить жертвы, состоящие в заклании невинных, кротких животных, напоминавших человеку о самоотверженности и Божественной любви, о предзнаменуемой жертве, имеющей явиться в мир для восстановления падшего человека. Праотец Адам принял от Бога образ любви до самозабвения под видом жертвоприношения для постоянного памятования о Божием обетовании и для поддержания нового, прообразовательного союза любви с Богом.

Но среди размножившегося потомства Адамова только весьма немногие помнили о таком значении жертвы; большинство же народов приносило жертву только во исполнение повеления Божия как священную пищу для приносящего ее, т.е. жертвоприношение получило оттенок самолюбия, соответствующий характеру приносящих. Это произошло изза того, что хотя Божественная любовь продолжала осенять и, согревая, оживлять своей жизнью грешное человечество, но последнее само потеряло восприимчивость к любви и огрубело в самолюбии и плотской чувственности, а потому своеобразно судило и о Божественных проявлениях любви, на все налагая оттенок самолюбия.