«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Только очень немногие из праотцев и патриархов со своими семействами продолжали руководствоваться еще сохранявшимися в памяти понятиями о жизни Божественной любви и беречь их в сердце, образуя из себя Церковь. Так, в допотопном мире в любви и общении с Богом оставались: Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех, Ной и их ближайшие роды, хотя жизнь их также не была лишена примеси самолюбия. Разве только Енох сохранил чистоту любви, за что и был взят живым на небо. Потомки же Каина полностью погрязали в самолюбии.

В этих лучших представителях допотопного человечества Божественная жизнь любви как бы светлым лучом просвечивала в жизни мрачного, самолюбивого народа, своей чисто скотской жизнью вынудившего Бога уничтожить род человеческий потопом, ибо Дух Божий, т.е. жизнь Божественная, не находил себе места в сердцах того человечества (ср. Быт. 6:3, 7). И вот только благодаря лучшим людям, имевшим еще в себе хотя малую долю Божественной любви, Господь был в союзе со всем человечеством. Так, уничтожая потопом непотребных, в жизни своей следовавших примеру самолюбивого сатаны, Он на Ноя и его семейство продолжал изливать Свою любовь и оставил человеку возможность снова размножиться.

Однако же, несмотря на уничтожение Богом допотопного человечества, сгубившего себя самолюбивой плотской жизнью, и в Ноевом семействе остались корни самолюбия, которые вместе со спасшимися людьми перешли в жизнь обновленного мира. Это самолюбие проявилось впервые в поведении Хама, сына Ноя, с презрением посмеявшегося над нагим отцом. Через Хама при содействии сатаны самолюбие и служение себе быстро развилось и в послепотопном человечестве, тогда как жизнь Божественной любви продолжала проявляться только в некоторых малых поколениях.

Так, она проявлялась для всякого народа, освещала его и соединяла с Богом лишь в следующих поколениях: Сима, Арфаксада, Каинана, Иосифа, Левии, Илия и, наконец, Иосифа и Марии. Остальное же человечество было погружено в самолюбивое служение своим личным страстям, названное язычеством.

Правда, чистой Божественной жизни любви в людях не сохранилось, равно как и чисто сатанинского самолюбия не было ни в ком, за исключением некоторых представителей рода человеческого.

Ибо первоначальная Божественная жизнь в человеке перемешалась в стремлениях своих и проявляла в жизни и любовь, и самолюбие. Однако же последнее развивалось быстрее и склонило к себе жизнь почти всего человечества, которое предалось самоугождению, или язычеству, т.е. естественной жизни замкнутого в себе народа, заботящегося лишь о потребностях собственной плоти в угоду своему гордому, плотью покоренному духу. Это особенно заметно стало после потопа, когда самолюбие и гордость проявились в попытке построить башню до небес в Вавилоне вопреки воле Божией, когда люди говорили: Приходите, построим себе город и башню высотой до небес и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли (Быт. 11:4).

Рассуждая о любви и самолюбии с религиозной точки зрения, мы будем излагать не верования народов, почитаемые часто за их религию, но самую жизнь народов, поскольку истинная религия может основываться только на единстве с Богом; но народные верования часто остаются лишь заблуждениями ума.

Мы теперь знаем, что Бог есть Любовь (1 Ин. 4:8) и жизнь Его состоит в стремлении к самооткровению и самопреданности, т.е. в проявлениях любви словом и делом. Мы знаем также, что Слово Божие есть слово жизни любви в назидание и руководство человеку, оживленному при создании его Божественной любовью и тем поставленному Богом в единство с Собой. А отсюда нам становится уже понятным, что тот, кто ведет Божественную жизнь любви, принадлежит к истинной религии, состоит в союзе и единстве с Богом.

А кто пребывает в самолюбии и служит своей плоти, тот отпал от Бога и жизни Его, хотя, может быть, и причисляет себя к какой-либо человеческой общине, обладающей неким верованием в Бога, богов и учителей религии. А потому, сколько бы ни насчиталось подобных верований, принимаемых за истинную религию различными народами мира, все они составляют лишь самолюбивую сторону жизни человечества, проявляющуюся в обожании самого себя и служении своим плотским потребностям и чувственности и потому враждующую против живой Божественной самоотверженной любви, и являют собой хулу на Бога.

Подобную жизнь мы будем именовать жизнью самолюбия, или язычеством.

Мы знаем, что зараза сатанинского самолюбия пристала к одному из членов Ноева семейства и перешла с ним в обновленный мир, быстро развиваясь в жизни послепотопного человечества. Это подвигло Бога хотя бы частично предохранить человечество от всецелого растления и поглощения язычеством. Этой мерой и было смешение языков и расселение народов от Вавилона по всему лицу земли.

А кроме этого, Бог хотел заставить самолюбцев, в разъединении и разделении их на мелкие народы, самих искать Его через изучение сил природы (ср. Рим. 1:19.32), дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли (Деян. 17:27), хотя бы и с некоторыми уклонениями в жизни и ошибками.

Все это совершал Бог для сохранения народов и приготовления их к встрече и принятию истинного Спасителя мира и обновителя жизни человечества.

Для осуществления этого Божественного замысла нельзя было обойтись без нового вочеловечения Божией любви, возникла необходимость заново вдохнуть ее в человека. Потому требовался, безусловно, не зараженный самолюбием человек, со свободным, восприимчивым к Божественной жизни сердцем, какое было у первозданного Адама до впадения его в самолюбие. Нужна была чистая, исполненная смирения, кротости и любви Дева, Которая привела бы в исполнение Божие обетование о Семени Жены, должном уничтожить самолюбие в роде человеческом вместе с главой его дьяволом.