«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

ЯВЛЕНИЕ В МИР СЛОВА – СЫНА БОЖИЯ

Всилу Своего стремления, Своей любви к человеку, Бог Сам содействовал развитию любви в сердцах людей, стремящихся к Нему, чем поддерживал искру Божественной жизни в лучшем человеческом поколении и наконец помог уготовать Чистую Деву Марию, воспринявшую полноту Божественной любви со всеми ее совершенствами и воплотившую ее с именем Иисуса Христа Сына Божия, т.е. Жизнь от жизни Бога Отца.

При этом мы должны еще сказать, что Пресвятая Дева Мария происходила из богоизбранного народа еврейского, родоначальника которого, отца верующих, Авраама (см. Рим. 4, 11), Сам Бог выбрал и не оставлял Своей особой милостью. Так что Авраам постоянно находился под Божией защитой и водительством для приведения в исполнение всех Его обетований роду человеческому.

И вот едва мерцавший в предках Пречистой Девы Марии огонь Божественной любви с воплощением Сына Божия Иисуса Христа стал сиять и разгораться полнотой жизни любви в образе Богочеловеческой Личности, как солнце, подавая свет всему миру словом и делом любви.

Богочеловек Христос явил в Себе во всей полноте образ и подобие Божие по жизни Своей, каковым был первозданный Адам. Христос стал новым Адамом для духовного порождения обновленного человечества, чуждого всякого самолюбия и проявлений его, живущего снова только Божественной любовью и пребывающего в единстве с Богом.

Таким образом, Христос возвращает человеку прежнее его величие, честь и божественную славу, тогда как вне жизни любви Христовой весь мир лежит во зле (1 Ин. 5:19), смешан в единомыслии зла.

Говоря о единстве жизни человека с Богом, мы совершенно чужды пантеистических мыслей и зглядов на Божество. Ведь не Существо Божественное соединяется с существом человеческим; но нравственный образ жизни Божества, его свойств и совершенств отражается в чистой душе и делает ее образом и подобием Божиим, духовно отождествляясь с ней и проявляясь в жизни людей. Это подобно тому, как нравственное совершенство и характер одного человека отпечатлевается в характерах или душах других личностей; что случается при влиянии более сильных личностей на слабейшие – воспитателей на воспитываемых.

Христос, Сын Божий, или воплотившаяся жизнь Божественной любви, явился в мир перевоспитателем и целителем человечества Своей любовью и благодатью. Он пришел дать жизнь человечеству и уничтожить силу смерти, вошедшую в него через самолюбие. Он восстанавливает Свою Церковь, из начала созданную в совершенной чистоте.

ЛЮБОВЬ – ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА БОГОЧЕЛОВЕКА

Теперь возникает вопрос: в чем же и каким образом Божественная жизнь любви проявлялась в жизни Богочеловека Христа; а равно, каким образом жизнь Христова обновляла и обновляет жизнь всего человечества? Само собой разумеется, что, если Иисус, Сын Божий, явился в мир для обновления жизни человека и восстановления его единства с Богом, Он должен был совершить это обновление прежде всего Своей собственной жизнью, т.е. явить пример и образец Своей любовью, словом и делом, в которых реализуется деятельность всякого духа. И действительно, Божественная жизнь любви Богочеловека Христа явила себя в Слове и деле полностью.

Иисус Христос явил Себя истинным Человеком, т.е. таким, каким должен быть каждый из нас по Божественной идее. Он явил себя идеалом истинного человека; Он называл Себя Сыном Человеческим и Сыном Божиим: тело Его было человеческим, а жизнь абсолютной жизнью Божественной любви.

Иисус Христос был весь Любовь, и любовь чистая, бескорыстная, не к Себе одному, но к нам: Он не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и принести Себя в залог любви к человечеству (Мф. 20:28).

Между обыкновенными людьми если и возникает любовь, то более или менее самолюбивая, расчетливая; и даже если любовь эта достаточно искренна и чиста, она всегда очень чувственна и человечна.

Христос первый явил на земле небывалую, новую, самую чистую Божественную любовь. Любовь Его нелицемерная, бескорыстная и невероломная. Хотя Он знал сердца людей и их самолюбивые мысли, предвидел и наблюдал падения Своих учеников, все равно Он любил их такими, каковы они были. Христос любит нас, говорит св. ап. Иоанн, до конца любовью непреложной, вечной (Ин. 13:1).