«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Так, философ Афинагор описывает демонов и их влияние на жизнь народов и, между прочим, говорит: «Под именем демонов христиане разумели целое воинство духовных сил под предводительством высшего и наиболее властного духа – начальника. Этот последний был прежде одним из светлых Ангелов; он обращается вокруг вещества и управляет его видами, потому точнее его можно назвать князем материального. Будучи виновником падения всех демонов, он соединил их вокруг себя для преследования одной цели – противодействия благости Божией, и славе Его, и любви.

Подобное противостояние Богу чаще всего состоит в том, что бесы отвращают людей от поклонения Истинному Богу и учреждают между ними политеизм. Итак, демоны научили людей язычеству, преследуя эгоистическую цель. Из самолюбия они заставили почитать себя как богов, приносить жертвы и курения, которые им нравятся. Нечистые духи производили разные необычайные действия через статуи, воздвигнутые в честь чем-либо прославившихся людей. Видя чудеса, народ делал героев предметом почитания и начинал приносить им жертвы. Демоны же присваивали себе имена этих исторических лиц».

Человек подпадает под влияние бесов следующим образом. Первой ступенью к этому служит уклонение души от Бога и от созерцания сверхчувственного, небесного; душа забывает, что она есть чистый дух; затем она прилепляется к веществу и его созерцает, полностью подвергается его влиянию, словно она сама плоть и кровь. Наконец, демоны совершенно завладевают душой человека: произведения собственной фантазии они заставляют принимать за реальные видения, будто бы исходящие от идолов и статуй.

Почти ничем не лучше других народов был сам богоизбранный народ еврейский, живший среди язычников и постоянно заражавшийся их самолюбивой плотской жизнью. И евреи, веруя в Единого Истинного Бога и ожидая обетованного Им Мессию, несмотря на проявления Божественной любви в многоразличных благодеяниях, оказанных им, невзирая на закон и чудеса, постоянно оставляли Истинного Бога и впадали в язычество.

Правда, попадая в руки врагов, евреи раскаивались и оставляли свои заблуждения, но как только Бог спасал их, снова отпадали от Божественной жизни любви. Несмотря ни на появление пророков Божиих и их вразумление, ни на разнообразные тяжкие последствия грехов, народ этот оставался в самолюбии и служении своему чреву, возлюбил больше славу человеческую, нежели славу Божию (Ин. 12:43), т.е. погружался в чувственность, которая преобладала в жизни языческого мира.

В силу такого нравственного состояния, само ожидание евреями Мессии носило языческий характер, ибо они ожидали земного царя, победителя народов, завоевателя, который сделал бы их господами над множеством рабов. А потому, когда в лице Мессии Христа явилась к ним Божественная любовь и кротость, они не узнали Его, отреклись от Него и признали своим царем язычника кесаря (см. Ин. 19:15). Христа же встретили только смиренные пастыри и принесли Ему дары прозорливые языческие волхвы.

ЧЕРТЫ ЖИЗНИ ЯЗЫЧНИКОВ ПО СВЯТОМУ АПОСТОЛУ ПАВЛУ

Святой апостол Павел, обличитель язычества, с вполне достаточной ясностью обрисовывает все нравственное безобразие языческого, самолюбивого мира, или области жизни самолюбия. Так, в Послании римлянам (см. Рим. 1:19.32) он говорит, что язычники могли познать Истинного Бога и любовь Его даже помимо богооткровенных пророческих повествований о Нем, ибо невидимое Его, вечная сила его и Божество от создания мира через рассматривание тварей видимы, так что им нечем оправдать свое отступление от Бога.

Однако они, познав Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих и омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя умными, они обезумели и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся. Потому и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.Они заменили истину Божию ложью и поклонялись твари вместо Творца, Который благословен во веки. Аминь.

Поэтому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному (самолюбивому) уму – делать непотребства. Так что они исполнены всякой неправды: блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы. Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти, однако же не только их делают, но и делающих одобряют.

Итак, святой апостол Павел с достаточной ясностью изобразил духовное состояние язычников и самолюбивую их жизнь.

ЯЗЫЧЕСКИЕ БОГИ

Такая развращенность язычников – результат их верования в безнравственных богов, которыми наделили их демоны. Всем известно, что боги язычников предавались разврату.

По словам Афинагора Афинянина, у язычников были боги особые для каждого города. Так, троянец называет богом Гектора, поклоняется Елене. Лакедемоняне боготворят Агамемнона и Филона. Египтяне почитают богами кометы, крокодилов, змей, собак. Даже ученые язычники, например, Аристотель и его последователи, единого Бога представляют в виде какого-то сложного животного, состоящего из души и тела. Его принимают даже за эфир и звезды, у которых есть душа и разум. Стоики почитают за Бога огонь, производящий все в мире. Языческий мудрец Платон говорит, что Минос и Дидаманд будут судить и наказывать злых. Египтяне признают богами некоторых животных и, если какое-либо священное животное умирает, стригут себе волосы на голове, погребают тела зверей в храмах и устанавливают по ним общественный плач.