Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Первая книга Псалтири. Псалмы 1-40

ПСАЛОМ 4. Вечерняя молитва человека несправедливо преследуемого, но спокойно надеющегося на Бога Как здесь, так и в 54-х других надписаниях псалмов стоит неясное - в конец - είς τέλος. По нашему мнению это темное выражение столь же трудно объяснить, как и еврейское ламнацеах. Большинство переводчиков в настоящее время на основании 1Пар.15:21, 2Пар.1:17; ср. Авв.3:19, переводят его обыкновенно: начальнику хора, т.е. в значении - передать этот псалом для исполнения с аккомпанементом на струнных инструментах (бенегинот, LXX εν φαλμοις, Vulg in carminibus) и т.п.; но не ясно ли уже само собою, что песнь, которая назначалась для хорового исполнения, должна быть вручена начальнику хора? Уже LXX-ти, а также Акиле, Симмаху, Феодотиону и др. эти выражения, подобно другим техническим выражениям надписей, не были понятны. Или, может быть, их είς τέλος соответствовало нашему fortissime (весьма громко). Св. отцы большею частию толкуют эту надпись в смысле эсхатологическом (о конце времен). Происхождение этого псалма одни из толковников относят ко времени Саулова гонения на Давида (1Цар.30:6); большинство же - ко времени Авессаломова гонения; последнее мнение нам кажется (ср. особ. ст.3) справедливее; так как исторические обстоятельства этого псалма почти те же, что и псалма 3-го; только он составляет вечернюю молитву. - Сравнительно с массою своих врагов, престарелый Давид кажется одиноким (ст.10); необходимые средства для пропитания он получил со стороны (ст.8; ср. 2Цар.16:1 и д.); но некоторые из ушедших с ним совершенно потеряли мужество и спрашивали: кто явит нам благая? Он же сам исполнен спокойной уверенности и надежды, и особенно настойчиво выражает желание, чтобы преследователи его (сынове человечестии) увидели свою неправду и не оскорбляли Бога враждою к Его помазаннику. К этим гордым гонителям его обращена первая часть псалма. Давид объявляет им, что Бог доселе внимал [19] ему во всех его нуждах, и затем молится к Господу (ущедри и пр.) о помощи в настоящей нужде. Потом предлагает своим врагам [20] вопрос: доколе они будут упорствовать в своем жестокосердии [21], измышлять против него ложь и замышлять суетное предприятие (суету), чтобы низвергнуть его с престола. Они должны помнить (ср. 4), что Сам Бог за его благочестие (преподобного), чудом [22] благодати, сделал его царем и поэтому несомненно услышит его. Он не мешает им (ст.5) гневаться за некоторые из его правительственных мероприятий (может быть и не безосновательно, только они не должны (если не одобряют того или другого) доводить себя до греха, т.е. до революции против помазанника Божия; напротив они должны на ложах своих (когда тишина ночи и уединение благоприятствуют спокойному обсуждению) раскаяться в своих замыслах [23] и выразить свое раскаяние в принесении жертвы, которая, если будет происходить из покаянного душевного расположения (Пс.50:19), будет приятною пред Богом (жертву правды); затем они должны надеяться на Бога, а не на восстание. Он с своей стороны надеется только на Бога; правда, многие (его приближенные) ожидают дурного исхода его делу и с ропотом спрашивают: кто укажет нам благая, т.е. спасение? Но над ними Божия милость [24], и поэтому он среди опасности и нищеты исполнен внутренней радости, которая, как радость в Боге, несравненно действительнее, чем временная радость его врагов, имеющих богатые запасы продовольствия [25]. Беззаботно ложится он спать, и тотчас засыпает, так как Бог дает ему, оставленному людьми, безопасность [26].

ПСАЛОМ 5. Утренняя молитва о помощи против врагов. По надписи [27] пятый псалом написан Давидом; исторические обстоятельства происхождения его с точностию не могут быть указаны; легче всего объяснить все частности псалма, относя его ко времени Саулова гонения. Псалмопевец находится вдали от богослужебных мест (ст.8); он в тесных обстоятельствах (ср. ст.2 звание - (κραυγή), и в своей тяжелой горести в раннее утро обращается ко Господу (ст.2-4). И как он - псалмопевец - чуть свет, в раннее утро предстоит уже (в молитве) пред Господом и с страстным желанием и надеждою ожидает божественной помощи (Мих.7:7), так и Господь, молится он, пусть рано, пусть скоро услышит его. Основание (яко), почему псалмопевец так уверен в ожидаемой помощи, состоит в том, что Бог не может помогать грешникам - каковы гонители Давида, и должен наказать их; наказание же Саулу и особенно тем кровожадным (мужие кровей), которые не переставали Саулу клеветать на Давида (льстива и пр. 1Цар.24:10; 26:19), и будет в то же время испрашиваемою помощью Давиду (ст.5-7) [28]. Когда же это исполнится, и Бог, таким образом, покажет на нем полноту Своей милости, то (ст.8 же противоположность; поражение врагов, - спасение угнетенного) псалмопевец пойдет в дом Божий, и там (в притворе) в жилище Божием в священном благоговении совершит благодарственную молитву за такое спасение [29]. В виду правды Божией и злобы гонителей, Давид вполне уверен в спасительном заступлении Божием; но он знает также, что вследствие своей греховности может сделаться недостойным божественной помощи, и тогда легко враги его восторжествовали бы; поэтому (ст.9) он молится, чтобы Бог руководил его Своею благодатью на пути заповедей (правдою; ср. Пс.118), дал ему силу идти прямою (праведною) дорогою пред Его глазами [30]; ибо если Бог не поможет ему, как грешному, то враги тем более будут считать дело свое правым, а это далеко не так: ибо [31] они лжецы и клеветники [32] поэтому несомненно, что Господь явится наказующим их (суди им), не допустит осуществиться их планам [33], и изгонит их (изрини) из общества. Если, таким образом, победит дело правое над грехом, тогда этому обрадуются все богобоящиеся (уповающии ... любящии), Бог будет жить как бы между ними, как бы явится находящимся среди них [34], и будет прославляем ими, как защитник праведников (ст.13 благословши - в смысле заботы, как настоящее; венчал еси, кругом окружил).

ПСАЛОМ 6. Молитва о милосердии и помощи Божией. Раввины и большинство христианских толковников утверждают, что Давид написал этот Псалом [35] во время болезни, которую он навлек на себя прелюбодеянием с Вирсавией; но можно возразить: как идет сюда молитва об освобождении от внешних врагов (ст.9-11)? - Состояние псалмопевца по этому псалму естественнее представляется в таком виде: очень давно уже Давида преследует Саул и его приверженцы (ст.9) и он много горя перенес уже от гонителей. В близком будущем ему не видится никакой надежды на окончательную победу над противниками; вследствие этого его начинает мучить мысль, что Бог гневается (яростию) на него, отверг его, и что все страдания, которые тяготеют над ним, посланы не отеческою любовью, но по ненависти к нему. В таком опасении страдания псалмопевца еще больше усиливаются, так что не только разрывается его сердце, но и тело тает. Больной душевно и телесно (ст.3-4), он молится, чтобы Бог не отверг его (да не яростию обличиши), не предал его смертной казни, но сжалился над ним - бедным (3-4); тем более это Он может сделать, что с смертию псалмопевца Он потеряет ревностного своего хвалителя, так как в шеоле (во аде) как месте забвения (Пс.87:13, 113:17; Ис.38:18), не вспоминают больше о Боге и поэтому не могут Его там прославлять. - Еще раз (ст.7-8) псалмист изображает свои бедствия; мучимый чувством оставленности Богом, он плачет целую ночь; от душевной боли (от ярости - θύμω) глаза его ослабели (с евр. иссохло око) и он сам состарился, выглядывает стариком, именно потому (от в смысле - по причине), что враги его угнетают со всех сторон. Затем он обращается к этим нечестивцам (ст.9), внутренне утешившись во время своей молитвы и будучи уверен, что Господь его услышит; они, нечестивцы, со стыдом должны возвратиться назад, так как псалмопевец услышан Богом (будущее, вследствие веры, видится ему уже как наступившее): пусть же это совершится! (ст.11).

ПСАЛОМ 7. Молитва невинного о наказании клеветников его. Псалом [36]1 этот написал Давид. Саул пред всеми объявил, что Давид злоумышляет против него (1Цар.22:7-13) и следовательно злое имеет против него в уме, и таким образом за любовь платит ему неблагодарностию. Такими заявлениями (о словесех) Саула [37] вызвано происхождение этого псалма. Псалмопевец находится в бегстве и каждую минуту в опасности, что Саул схватит его и лишит жизни (да некогда похитит, - единст.число) при помощи и содействии многочисленных своих придворных (от всех гонящих мя); - ввиду этого он молит о помощи Бога, своего Помощника (ст.2-3). Затем он мотивирует свою молитву клятвой в своей невинности (ст.4-6). Если он сделал это (сие) - именно, то, в чем упрекает его Саул, - если он сделал неправду (в руку моею), даже если он только не удержался от (позволенного) возмездия (ср. 1Цар.24:12; 26:18); то пусть Бог накажет его пред врагами его самым постыдным образом (ст.5) [38]; пусть умертвит его (в персть вселит) [39]. В твердом сознании свидетельствуемой невинности, Давид умоляет Господа произвесть суд над врагами, не оставить их не наказанными [40], восстать против них, так как они уже до крайности дошли (в концах), - наказать соответственно заповеди (εν προστάγματι), которую Он дал Своим представителям на земле, именно судиям, - заповеди наказывать притеснителей и оправдывать угнетаемых; что Он поручил Своим представителям на земле пусть скорее исполнит Сам. - И в глазах моавитян, филистимлян, эдомлян и других, с таким ожесточением преследуемый Саулом Давид должен был показаться злодеем; поэтому он высказывает желание, чтобы народы, как свидетели, окружили (и сонм людей) престол Божий, где Он будет судить; иначе - пусть Бог так необычайно накажет гонителей его, чтобы и соседние народы и весь мир могли убедиться, что дело гонимого правое. Ради этих народов (и о том - сонме), т.е. чтобы явиться Ему всемогущим заступником правды, Он должен возвратиться на высоту [41], т.е. на Свой высокий престол, который Он по-видимому оставил, так как неправда сильно уже распространилась на земле; - Господь есть Судия и язычников (судит людем) и поэтому Он должен теперь явиться пред ними, как Судия. Этим судом невинному псалмопевцу воздано будет по правде (суди ми); злоба врагов истребится и угнетенный праведник будет поставлен прямо (исправиши), т.е. как победитель (ст.10) [42]. После молитвы в сердце псалмопевца является теперь успокоительная надежда на праведную (праведно) помощь (ст.11); если Бог праведен, то и должен Он помогать праведнику; это и может Он, ибо Он всемогущ (крепок); а если Он на некоторое время гневается на праведника, т.е. если допускает ему бедствовать, то это продолжается не навсегда (не до конца прогневается); как долготерпеливый, Он только ожидает некоторое время, не отстанут ли нечестивцы сами по себе от преследования праведника [43]; а если они этого не делают, то Бог приходит с судом на них. Поэтому псалмопевец обращается с грозным требованием к своим гонителям: аще не обратитеся... Бог уже поднял свою страшную руку против них, посему это самое лучшее время для раскаяния их [44] и обращения. Но Давид предвидит, что таковое не последует, что поэтому должен открыться суд над врагами; и он изображает этот суд уже наступившим (се! непосредственное настоящее). Его враг (коллективно) ходит беременный злобою к псалмопевцу; скорбное и тяжелое положение (болезнь - πονος) он придумал ему (зачат) и в своей злобе уже достаточно приготовил ему страданий (роди); верную (ископа) погибель, ров, покрытый ветвями для лова львов, измыслил враг для псалмопевца; но все это зло обращается на него самого; спасенный псалмопевец за это будет хвалить Бога (18).

ПСАЛОМ 8. Величие Божие в величии человека. Восьмой псалом составляет одну из прекраснейших песней, написанных Давидом [45], и по своему ближайшему смыслу может быть назван хвалебною песнью величию Божию, проявляющемуся в величии человека. - В тихую ночь, с раздумьем в сердце, смотрит псалмопевец на прекрасное, особенно в Палестине, звездное небо (в ст.4-м солнце не упоминается); его объемлет чувство величия Божия, которое громче всего возвещает звездное небо. Это чувство возрастает при взгляде псалмопевца на дремлющую в ночном покое землю (ст.2 и 10); все чудные черты, которыми в книге видимой природы написано имя Божие, выступают пред его душою, и, переполненный такими впечатлениями, он восклицает: Господи, Господь наш и пр. По всей земле имя Божие (т.е. Бог, насколько Он в природе открывает, так сказать, высказывает Себя, называют) чудно, т.е. размышляющему чувству Бог везде в Своем откровении в природе представляется великим, чрезвычайно славным; да иначе и быть не могло. Ибо слава Его достигает превыше неба (взятся), т.е. она безмерно велика! Печать Своего величия Господь положил и на созданной Им природе [46]. Это величие и слава, особенно в звездном небе, столь поразительны и внушительны, что уже грудной младенец (у евреев кормили грудью до третьего года) и лепечущее дитя, - восхищаясь его видом, - чувствуют это и высказывают радостно в (бессознательной) хвале Богу; потому-то именно и не извинительны безбожники [47]: величие Божие так очевидно в природе, что даже детям оно заметно, - лепечущее дитя осуждает, обезоруживает их (ст.3; ср. поразительное применение этого стиха Спасителем у Мф.21:16). Каким незначительным является в сравнении с этим, в Своем откровении в природе, безпредельно великим Богом, слабый, тленный человек; каким незначительным кажется он, если сравнить с ним открывающуюся в звездном небе творческую славу Божию (ст.4-5) [48]. И однако при всем Своем величии Бог так милосерд, снисходителен к человеку (помниши и посещавши. Руф.1:6, Лк.1:78). Эта снисходительность и изображается в частных чертах. Хотя человек (в своем падшем состоянии) является на некоторое время (βραχυ τί) униженным пред ангелами [49] и поэтому в нем меньше открывается то, что Бог в Своем милосердии положил на нем великого; но тем не менее человек (по своему назначению, по своей идее) поставлен Богом как царь (слава и честь - царское достоинство) над всею не свободною тварию (ст.7-9), над этим славным творением, и таким образом сделан участником божественной власти; достаточное основание для псалмопевца еще раз воскликнуть: Господи, Господь наш и т.д.; ибо в этом величии человека лучше и больше всего открывается величие Божие.

ПСАЛОМ 9. Хвалебная песнь о победе над языческими народами, соединенная с молитвою. Девятый и десятый псалмы, по еврейскому счислению, у LXX и в Вульгате составляют один псалом. В подтверждение того, что 9 и 10 псалмы первоначально составляли один псалом, указывают первее всего на отсутствие надписи [50] над 10-м псалмом; потом выставляют на вид поразительное сходство обоих псалмов в выражении (ср. 9:20 с 10:12, 16:18), и на достаточно ясные следы (в евр. тексте) одного (если и непоследовательно) алфавитного порядка, проходящего через оба псалма; ссылаются также и на внутреннюю связь между обоими псалмами, так как оба псалма равно направлены против язычников (в ст.10 говорится не против нечестивых израильтян; ср. 10:16). Известно, что языческие соседние народы много делали беспокойств Давиду, писателю этого псалма, во все время его царствования, особенно в начале оного. Над некоторыми из этих нечестивых языческих соседей (нечестивые, грешные, гордые и т.д.) он только что одержал победу (9:6 и в псалме 9-м от имени всего народа (убогий, нищий, праведный и т.д.) благодарит Господа за эту чудную победу (2-4) [51]. Совершенное поражение врагов было действием Божественного суда (ст.5-8). Этою победою израильтянам снова весьма ясно показано было, что Бог есть праведный Судия всего мира, помощник праведнику в нужде (9-19) [52], поэтому на Него можно положиться (ст.11). От Сиона, где Вечный царит (в Шехине - видимой славе) над ковчегом завета, пришла помощь; за это нужно прославлять Бога и возвещать везде между язычниками, как Он помогает Своему народу; ибо Он за него отомстил язычникам и услышал его вопль о помощи (ст.12-13) [53]. Пред ст.14 и 15 можно подразумевать вносный знак и считать эти стихи буквальными словами зова (звания) убогих (ст.13); тогда ст.16 легко может быть соединен с ст.13-м таким образом: Ты услышал эту мою молитву (ст.14-15) [54], поэтому я теперь буду радоваться; наши враги запутались в своей собственной хитрости, и в этом повороте судьбы, в совершении суда, открывшемся в том, что они попали в собственные сети, совершенно очевидно открывается Бог (знаем есть). Что случилось над побеждеными недавно языческими соседями, то да совершится над всеми прочими (ст.18), потому что Бог не допустит Свой народ вечно и напрасно (не погибнет) ожидать помощи (терпение) (ст.19) [55]. Побеждены не все еще языческие соседи; псалмопевцу и его народу угрожает опасность еще с другой стороны; поэтому благодарность за одержанную победу соединяется у него с молитвою о даровании другой победы, о новом суде над язычниками, чтобы они, беззаконники [56] были усмирены и таким образом показано было их бессилие (20-21). - Если 9 и 10 псалмы действительно первоначально составляли одно целое, то связь между ними должна быть следующая: Господи, восстань и еще против непобежденных наших языческих соседей (20-21). Зачем Ты допускаешь так долго ожидать нам этой дальнейшей победы, как будто Ты отступил от нас (22)? - Но вероятнее, что Пс.10 произошел несколько позже, хотя и относится к тем же врагам (ст.16, языцы), о помощи против которых он молился в Пс.9:20-21; так как эта помощь не приходила долее, чем ожидали ее, то Давид излил свою жалобу и молитву в пс.10; угнетаемый и гонимый, он является представителем ненавидимого язычниками народа Божия При этом довольно просто объясняется и соединение и разделение псалма. Во второй половине нашего 9-го псалма, псалмопевец, как сказано, сначала жалуется, что так долго не приходит божественная помощь против языческих народов; они (коллективно) нечестивый, грешник, лукавый, и под их высокомерием очень страдает [57] угнетенный народ Божий (нищие) (23). В ст.24 - 32 указывается основание сделанным выше сильным изображениям [58]. Враги его так бесстыдны, что публично хвастаются своими неправдами, беззаконничают против праведников, не взирая на Бога и Его суды (24-26) [59] и считают себя непоколебимыми в своем счастии (27). У них нечестивые уста [60] (28 и они высматривают только, как бы погубить невинный народ (ст.29-31) [61], убеждены, что Бог не отмстит (ст.32). Затем псалмопевец снова молит Бога не терпеть более такого нечестия (33-34); да не будет Он слеп, как говорят, но да ведает ясно, что страдает Его народ (болезнь и ярость); Он знает это, чтобы взять в Свои руки (болезнь и ярость, а не врагов), т.е. сохранит их (Пс.55,9); чтобы язычникам не забыты были все бедствия, какие они приготовили Его народу; да будет Он единственным помощником угнетенного; пусть Он поэтому накажет врага (ст.36) [62]. В заключение (37-39) псалмопевец уверен, что Бог скоро явит Себя Царем, истребит врагов и таким образом восстановит право Своему народу [63].

ПСАЛОМ 10. Он мог быть написан в последнее время пребывания Давида при дворе Саула. Сам Давид, а также и Ионафан (1Цар.19 и д.) употребляли все меры уничтожить в Сауле подозрение против Давида; но завистники его не переставали клеветать на него Саулу, так что друзья Давида не считали его жизнь безопасною при дворе и советовали ему бегство в горы [64]. Исполненный непоколебимой надежды на Бога, псалмопевец объявляет своим советникам: на Господа уповах и пр. Во 2 и 3 ст. приводятся мотивы предложенного друзьями совета: нечестивцы (Саул и его свита) уже готовы умертвить Давида [65]; дело зашло так далеко, потому что (зане, ст.3 все, что ни делал Давид [66], чтобы приобресть благосклонность Саула, клеветники всякий раз снова делали напрасным; - да и что иное против такой враждебной партии делать такому человеку, как Давид, хотя право на его стороне (праведник), как не бежать? (ст.3) [67]. Но Давид не принимает такого их совета и объявляет советникам: не убегу, но буду надеяться на Всемогущего, царствующего с неба над людьми (на небеси Престол; храм - небо, а не Сион), всеведущего (ст.5-6) [68], праведного Бога и Судию; от Него, - а не от бегства, - буду ожидать помощи; ибо Он знает справедливость моего дела и явится на суде в мою пользу (7) [69].

ПСАЛОМ 11. Молитва уверенного в помощи Божией против господства лжи и обмана. Очень часто, особенно во время преследований Саулом и Авессаломом, Давид имел случай убедиться, как люди вероломны и коварны, как мало искренних людей даже между его соотечественниками; во время этих гонений, и вероятнее всего - гонения от Саула (ср. 1Цар.24:10; 26:19), и произошел этот псалом. Хитрые лицемеры, силу которых составляет клеветливыи их язык, привели псалмопевца в великое бедствие; поэтому он и воссылает к Богу молитву о помощи (спаси мя); побуждением к молитве (яко) он выставляет изображение великого нравственного развращения между его соотечественниками; страдания его и имеют свой источник в этой их развращенности. Почти уже нет более ни одного праведника (хасид = οσιος); правдивость (емуним - верные, правдивые, по LXX абстрактно: емунаг - истины) почти исчезла из среды сынов человеческих; ложь и обман даже ближних (соотечественников; Исх.32:27 стали обычным явлением (ст.2,3) [70]. Но да уничтожит Господь всех этих людей, геройская сила которых заключается в их языках (ст.4-5) [71]. На эту свою молитву псалмопевец получает внутренно от Бога ответ, уверяющий его, что ему оказана будет помощь, а с притеснителями его строго будет поступлено (ст.6) [72]. Этому (и вообще обещаниям божественной помощи) псалмопевец безусловно верит; потому что слово Божие чисто, не разбавлено ложью, как слово врагов (ст.7) [73]; потому он теперь уверен, что Бог защитит его среди этого развращенного рода (ст.8); правда, он окружен еще везде врагами; - но он знает, что Божественному величию сообразно (прошедшее здесь в смысле - настоящ.) сохранять, соблюдать и благословлять сынов человеческих (которые достойны этого - и к таким псалмопевец причисляет и себя) (ст.9) [74]).

ПСАЛОМ 12. Молитвенный вопль верующего во время оставления его Богом. Этот псалом мог быть написан Давидом в позднейшее время преследования его Саулом. Долгие годы прошли уже, а ожидаемая и столь часто испрашиваемая у Бога победа над врагами все еще не приходила; в душу Давида могла время от времени закрадываться мысль, что Бог совершенно [75]1 забыл его (ср. Пс.6), отсюда вынужденный горем вопрос: долго ли еще будет продолжаться состояние этого полного забвения? Псалмопевец составляет все новые планы, чтобы избегнуть от преследования, но все они не удаются ему; потому и составление планов производит в нем скорбь (ст.2) [76]; положение его столь тяжело, что он от нужды и скорби близок к смерти (усну в смерть), - все это потому, как думал псалмопевец, что Бог отвратил от него лице Свое (ст.1). Поэтому он молится, чтобы Бог снова посмотрел на него (призри), даровал новый свет [77] очам его, готовым заснуть сном смерти; тогда враги злорадствовали бы его погибели (ст.5). Но и в таком отчаянном положении псалмопевец надеется еще на Бога (ст.6); и он в молитве получает уверенность, что будет время, когда он возрадуется о своем спасении, за которое тогда будет прославлять Господа (слов 6-го стиха: "и пою имени Господа вышняго" нет в еврейском).

ПСАЛОМ 13. Нечестие не остается победителем. Псалом 13-й почти буквально сходен с псалмом 52-м [78]; и если происхождение его относить к определенному историческому обстоятельству, то он мог бы быть написан во время Саулова гонения, но не во время восстания Авессаломова. А под безбожниками, против которых направлен псалом, можно также разуметь соседей - язычников, которые в царствование Давида часто жестоко (ст.4) угнетали израильтян (ср. напротив Рим.3:9 и д. приложение к иудеям).

Следовательно Саул со своими придворными единомысленниками (коллективно) мог быть назван безумным. Все они одинаково были безбожники (ст.1) [79]. Сам Господь всевидящий, когда осматривает это сборище людей (сыны человеческие - нечестивцев, а не всех людей), то не находит между ними ни одного доброго, потому что все они нечестивы (ст.2-3). Затем псалмопевец (он помазан уже на царство, и потому Израиль его народ) или же (как думают большинство толковников) Сам Бог спрашивает: неужели эти нечестивцы, которые не только преследуют Давида, но и жестоко [80] притесняют весь народ, неужели они никогда не сознают своей неправды, не убедятся в ней фактически (посредством наказаний); в ст.4 разуметь значит - понять, испытать)? И дает на это такой ответ (с половины 4-й ст. и 5-й): хотя они не призывали и не призывают доселе Господа, но несомненно настанет время, когда место теперешней их дерзкой смелости заступит страх [81]; т.е. их непременно постигнет божественное наказание, потому что Господь находится со Своими праведниками (в роде праведных) и принимает их наконец к Себе; и тогда-то (подразумевается) нечестивцы уразумеют, что есть Бог и что дело мое правое. - После возвещенного нечестивцам наказания (ст.5 псалмопевец снова изображает их злобу, состоящую в том, что они делают тщетными все планы преследуемого ими, и именно потому, что он человек богобоящийся и друг Божий (Господь упование его есть), они же ненавидят Бога и тех, кого Он любит. - Ст.7 мог быть присовокуплен уже во время вавилонского плена, когда пленники, угнетаемые нечестивыми язычниками, особенно часто могли употреблять этот псалом. Во время же Саулова гонения скиния еще не была на Сионе; пленники, несмотря на то, что храм лежал в развалинах, освобождения своего ожидали от Сиона, куда снова возвратится Господь и там совершит дело их спасения; поэтому глаза и сердце пленников обращались к Сиону (Дан.6:14; Пс.120:1).

ПСАЛОМ 14. Предварительные условия приближения к Богу. Сходство этого псалма с Пс.23 дает основание к заключению, что он также написан Давидом по случаю перенесения ковчега на Сион (2Цар.6:12, и д.); одни считают его учительным псалмом, назначенным для отправлявших при скинии свое служение священников; другие же думают, что он направлен против тех израильтян, которые воображали, что внешняя жертва сама уже по себе, без благочестия, составляет истинное богопочтение. На Сионе в новопостроенной скинии, над поставленным теперь там кивотом, Господь присутствует особенным образом: скиния свидения есть жилище Божие, дом Его; израильтянин может приходить в дом своего Бога и Царя, где и получает от Него (в богослужении) божественые дары и милости; в богослужении на Сионе израильтянин вступает в общение с своим Богом; в доме Господа он является как гость, дружелюбно принимаемый и хорошо угощаемый. Но чтобы поистине быть гостем, духовным домочадцем Божиим, чтобы быть в собственном смысле законным участником богослужения, необходимо благочестие; потому что нечестивец не может быть гостем у Святого (Пс.5:6); не всякий, внешним образом приходящий к скинии Господней, есть гость [82], с радостию принимаемый, защищаемый и угощаемый; не всякий восходящий на святую гору имеет там именно у Бога, в скинии Его, жилище. Эту важную истину и внушает псалмопевец; отсюда и его сами по себе ясные вопросы в ст.1-м. - В ответ на них он указывает свойства, которые должны иметь истинные посетители скинии и участники в богослужении [83]; кто имеет их, того, как не чужого Богу (Еф.2:19), и покровительствуемого Им, не поколеблет никакая буря несчастий.

ПСАЛОМ 15. Исполненная упования молитва страждущего Спасителя. Псалом этот и по надписи и по Деян.2:25; 13:35 написан Давидом; он принадлежит к самым трудным, изъяснять ли его по масоретскому тексту, или по LXX и Вульгате. Большинство (древних) толковников, имея в виду, цитированные из нашего псалма места в Деяниях, считают его исключительно мессианским; некоторые же изъясняют его в буквальном смысле, относя к Давиду, и в высшем только смысле ко Христу. По нашему мнению, он должен быть, в переводе LXX, исключительно объясняем в мессианском значении, так как всякое другое объяснение, напр, в приложении к Давиду, будет в высшей степени натянуто; особенно это нужно сказать о ст.3, 4 и 10. Так понимали и LXX переводчиков, побуждаясь к тому и внутренними основаниями и кроме того преданием. евр. текст в ближайшем смысле может быть объясняем в приложении к Давиду, который в великом бедствии и в опасности смерти высказывает свою надежду на Бога (1-2), свое отвращение от идолопоклонства (3-4), свою радость в Господе (5-7 и затем показывает основание уверенности на спасение от угрожающей опасности смерти (8-11). Мы того мнения, что Давид - может быть в то время, когда он сам тяжело страдал - удостоился пророческим взором созерцать на Масличой горе своего Богочеловеческого Потомка (Ин.8:56 и сострадая с Ним, он излил, так сказать, из своей души наш псалом. Обливаясь кровавым потом, Богочеловек ясно предвидел все страшные страдания, ожидавшие Его в ближайшем будущем, видел все ужасы смерти и гроба; дрожа от страха, Он молится к Отцу о даровании Ему силы, чтобы не устать Ему в предстоящей исполинской борьбе со грехом, не быть побежденным (сохрани мя); он впрочем все свое упование полагает на Бога. Это упование Он высказывает в словах: Ты - а не кто-либо другой - Господь мой, т.е. на Тебя одного полагаюсь, потому что (яко) Ты вечно в Себе блажен, не имеешь ни в чем нужды, Ты - Бог [84] (ст.2). Как таковой, Ты не нуждаешься и в Моих благах, заслугах, которые я приобрету страданиями и смертию; они определены для святых Божиих (Его; неожиданный переход в третье лице) в земли Его [85].

Пророческим взором Искупитель теперь видел уже всех святых, в которых (в жизни которых) Бог чудесно исполнил все желания, которые Он имел, сострадая к их греховной бедственности (ст.3) [86]. Подпавши тяжелой болезни во грехе (умножишася немощи), они затем поспешили ко Христу, Который не собирает их больше (как было в иудействе и язычестве) для кровавых жертв (соборы от кровей); такие собрания в Царстве Христовом уже не мыслимы, так как они отменены (ст.4) [87]. - Восхищенный уже созерцанием славных действий Своего страдания и смерти для святых, молящийся на Масличной горе Богочеловек созерцает уже и то, какой славный жребий приготовлен и для Него Самого, по Его человеческой природе. Плодом Его истощания будет возвышение и человеческой природы (- она теперь страшится, она молится) одесную Отца; участие ее в царской власти Божества, действительнейшее общение бож. свойств с человеческою природою (Флп.2:8 и д. Евр.1:2). Теперь уже частию открывающееся участие человеческой природы в свойствах Божества (возможность сего дана в воплощении), есть славное наследство Богочеловека, Его часть чаши (= жребий). Это наследство принадлежало Ему уже со времени Его зачатия; но ради грешного человечества Богочеловек отказался от него и уничижил Себя на короткое время пред ангелами; поэтому превознесение Его в вознесении на небо может быть названо вообще восстановлением (ст.5). Это наследство славно (державно ст.6), и Искупитель за это хочет прославлять Отца, что Он в этот страшный час дал Ему вполне познать, какое значение имеют предстоящие страдания, какое славное наследство принесет Ему совершенное подчинение Богоотеческой воле (ст.2). Так велико утешение, которое Он почерпает из этого познания, что исполненная этим утешением утроба Его (утроба - седалище чувств - прежде страха, теперь - радостной уверенности) непрерывно побуждает Его (παιδευει) хвалить Господа за такое ободрение (ст.7) [88]. Укрепленному молитвою Страдальцу теперь совершенно ясно, что Отец в предстоящих страданиях будет с Своею силою стоять около Него (одесную - как защитник)(ст.8); поэтому Он исполнен радостного мужества (ст.9); к тому же Он несомненно знает, что даже (еще же) и для вошедшего в гробовой покой (вселится) тела Его остается надежда именно на скорое воскресение из гроба, так как Бог отделившуюся от тела душу не оставит во аде, но скоро снова соединит ее с телом, и, как тело Его Святого, не подвергнется тлению (ст.9-10) [89]. И таким образом Бог Отец страдавшему Спасителю показал путь жизни, открывши Ему вполне ясно все это на Масличной горе, показал, что эти страдания приведут к славной жизни, к высочайшему блаженству пред лицем Божиим (μετα - с), пред Богом, в совершеннейшем единении и господстве (в деснице) с Ним (ст.11).