Ириней (Орда), еп. - Руководственное пособие к пониманию Псалтири - Первая книга Псалтири. Псалмы 1-40

ПСАЛОМ 29. Благодарственная песнь Давида по прекращении язвы. Судя по смыслу ст.6-7 и 12 (ср. 1Пар.21:16; вретище), этот псалом составляет благодарственную песнь Давида за скорое прекращение язвы, вызванной его высокомерием (ст.7). Хотя язва и не коснулась его самого (1Пар.21:16,17), но, как виновник ее, он во все время ее продолжения находился в постоянной опасности смерти, и потому сказанное в ст.3-4 и 9-10 весьма удобно может быть приложимо к нему (исцелил в ст.3 имеет, как известно, широкое значение). При богослужении же этот псалом мог быть употреблен в первый раз, когда устроенный Давидом, по прекращении язвы, алтарь на гумне Орны иевусеянина (2Цар.24:25; 1Пар.21:22 и т.д.), освящен был первым жертвоприношением, и жертва - в знак присутствия Божия на этом месте [193] - была пожрана небесным огнем.

Псалмопевец будет прославлять Господа за милостивое спасение от смерти (ст.2-4) [194]; с ним должны прославлять Господа и все благочестивые люди за оказанную благодатную помощь, которою Бог создал Себе вечный памятник (ст.5) [195], - Он скоро обратил свой гнев в милость, печаль в радость (ст.6) [196]. Благоденствие, которым псалмопевец, по милости Божией, наслаждался, привело его к высокомерию (исчисление народа; 2Цар.24:2,3) и самоуверенности (не подвижуся, ст.7) [197]; тогда Бог разгневался (отвратил лице), послал язву и таким образом привел царя в страх (ст.8). Он стал молить его (ст.10) [198] здесь не только от собственного имени, но во имя всего народа, так как народ потерпел на себе следствие его греха, Господь услышал его (ст.11), обратил его скорбь в радость (ст.12) [199], чтобы дать ему повод к прославлению Его, что псалмопевец и исполнил (ст.13) [200].

ПСАЛОМ 30. Твердая уверенность и горячая молитва во время величайшей нужды. Этот псалом дышит детскою доверчивостью человека, находящегося среди величайшей опасности; он мог быть написан во время Саулова гонения [201]; большею частию происхождение его относят к обстоятельствам, рассказанным в 1Цар.23:26. Давид находится в крайнем бедствии (ст.10-14); если Бог теперь не поможет ему, то он несомненно погибнет и навсегда (во век) посрамится. Но это не может быть; Давид твердо надеется на Господа (на Тя уповах), и такой надежды не посрамит Господь; Он Бог праведный (правдою Твоею избави мя), и поэтому не может предать тяжкой погибели несправедливо преследуемого (ст.2). - На этих двух основаниях, надежде на Бога и убеждении в правде Божией, возносится вслед за тем (ст.3 и 4) настоятельная молитва о помощи, и твердая уверенность (ст.4б-6), что Господь услышит. Бог ненавидит таких людей, как его враги, людей, которые полагаются не на Бога, но на суетные вещи (ст.7) [202]; в противоположность им псалмопевец единственно надеется на Господа, и Он поэтому несомненно поможет ему в настоящем бедствии, освободит от власти врагов, и таким образом доставит ему радость и торжество (ст.8-9) [203].

Поистине это положение ужасно; и душевно и телесно бедствует он, стал предметом насмешек, поношения и смертельной ненависти (ст.10-14) [204] Но (же ст.15) это не может привести псалмопевца в совершенное отчаяние; нет, он тем тверже надеется на Господа (ст.15), которому о помощи он не перестает молиться (ст.16-17), призывая наказание на гордых и клеветливых врагов (18-19). Во время молитвы псалмопевец внутренно получил уверение, что он будет услышан; ввиду этого он высказывает свою радость о благости Божией; ему теперь представляется, что Бог сокрыл у Себя, в Своем небесном святилище, как бы в некоем хранилище, множество благодати для Своих верных, чтобы во время нужды открывать эту сокровищницу, награждать богобоящихся и посрамлять нечестивцев (ст.20) [205]; псалмопевец совершенно уверен, что Господь защитит праведника под кровом своим от насилия и коварства его врагов (ст.21) [206]. Поэтому далее следует благодарение за несомненную уже защиту (град ограждения) и победу (ст.22). Правда, Давид в совершенной своей беспомощности (во исступлении); (ср. примеч. 1) некоторое время приходил в отчаяние в помощи Божией; но именно потому, что бедствия и нужды достигли высочайшей степени, и пришла скоро помощь, т.е. внутренняя в ней уверенность, что молитва будет услышана (ст.23). В радости об этом он призывает всех праведников, из благодарности искренно любить истинного, праведного Бога и в уповании на Него быть мужественными во всякой опасности (ст.24-25) [207].

ПСАЛОМ 31. Сознание в грехах приводит к прощению в оных. Псалом этот, содержащий наставление [208] о том, как избавиться от греховных бедствий, многими толковниками издавна признается благодарственною песнию Давида, которую он воспел, получивши прощение от Господа за убийство Урии и грех с Вирсавией (2Цар.12). Признавая, согласно с надписью, что он написан Давидом, нужно согласиться с мнением этих толковников и о происхождении его; потому что какой другой более тяжелый грех можно указать в жизни Давида? Возвративши себе снова внутренний мир, псалмопевец прославляет сначала вообще блаженство всякого человека, которому прощены [209] его грехи и который освободился от самообольщения [210] (лесть) касательно сущности грехов. Вслед за тем псалмопевец представляет основание [211] своего прославления, изображая, как он был несчастлив, пока грех тяготел еще над ним, прежде чем он с раскаянием исповедал его пред Богом (ст.3-4а) [212]; греховные бедствия (страсть) мучения совести (терн) побудили его наконец с раскаянием обратиться к Богу, признать и исповедать грех, следствием чего было прощение и мир (ст.46 и далее). Так как Бог принимает раскаивающегося, то пусть всякий верующий израильтянин (преподобный), если он согрешил, тотчас (во время благопотребно; прежде чем постигнет наказание) молит Бога о прощении; и если бы он своими грехами заслужил самый строгий суд (второй потоп), то наказание тогда не коснется его (ст.6) [213]. Затем (ст.7) псалмопевец с благодарностью обращается к Богу, и объявляет, что Он освободил его от бедствий, которые грех уже причинил ему (внутреннее мучение) и еще больше причинил бы, что этот прощающий его Бог составляет теперь предмет его радости. Но так как псалмопевец знает, что ему угрожают новые опасности и искушения ко греху, то молится, чтобы Бог и от них освободил его [214]. Бог отвечает (ст.8) на его молитву, уверяя его, что Он просветит его, укажет ему правый путь и поможет ему Своею благодатною помощию (утвержу очи Мои) [215] Далее (ст.9) следует увещание псалмопевца ко всем людям, особенно к грешникам, чтобы они не противились неразумно [216] Господу, не ожидали, пока Он посредством наказаний заставит их (браздами и уздою) идти к Себе; но чтобы свободно в раскаянии приближались к Нему; грешников ожидает наказание, а тех, которые с надеждою обращаются к Богу за прощением, милостивое прощение (ст.10). О такой благодати Божией - как испытал ее на себе псалмопевец - должны радоваться все праведники (ст.11).

ПСАЛОМ 32. Всемогущий, всеведущий Бог защищает Свой слабый народ. Псалом [217] этот составляет ветхозаветный парафраз слов Господа: не бойся малое стадо (Лк.12:32). Ближайшим поводом к происхождению его могла быть какая-нибудь чудесная победа, одержанная незначительным по числу народом Божиим над могущественными языческими народами. Ввиду необычайной помощи Божией, псалмопевец призывает верующего Израиля (праведные, правые) с восклицанием (радостные, торжественные возгласы; 1Ездр.3:11) и с музыкой воспеть необычную новую песнь (ст.1-3): в дарованной победе (дела) Господь самым блистательным образом показал Себя любящим истину (ст.4 в вере = верность обетованиям), милостивым (к Израилю) и праведным (в суде против язычников ст.5). Он Всемогущий Бог, как доказывает это творение мира (ст.6,7,9) [218]; поэтому весь мир должен бояться Его (ст.8), должны также бояться Его и язычники, враждебные планы коих против Израиля разрушит Всемогущий (ст.10) [219], между тем как милостивые Его определения к Израилю останутся навеки неизменными (ст.11). - Можно ли не назвать счастливым народа, которого Всемогущий избрал в особое Себе наследие и защищает всемогущею рукою Своею (ст.12)? Но Защитник Израиля не только всемогущ, но и всеведущ (ст.13-14) [220]; как создавший сердца человеческие, Он знает все мысли и дела людей (ст.15), поэтому может сделать их безвредными для народа своего, так что никакие силы не могут ничего сделать против Израиля (ст.16-17); на него (ст.18) обращены всевидящие очи Господни, и отвращают от него всякую опасность (ст.19). Поэтому Израиль спокойно, при всяких обстоятельствах, надеется на Господа, в убеждении, что Он всегда помогает, и радуется тому; пусть же милость Его соответствует надежде Израиля (якоже = в той же мере)!

ПСАЛОМ 33. Кто боится Бога, того Он охраняет. По смыслу надписи [221] над псалмом происхождение его относится к тому времени, когда Давид хитростию [222] спасся из рук филистимлянского царя Анхуса [223]. И действительно Давид имел причину благодарить Господа, что хитрость его удалась ему. Поэтому он во все дни своей жизни будет прославлять Господа за помощь, оказанную ему в столь опасном положении (ст.2), будет славиться своим Богом, даровавшим ему спасение (ст.3а); он приглашает также и всех благочестивых людей соединиться с ним для величания Господа (ст.3б-4) [224]. Затем он представляет основание (ст.5-11) своей решимости и своего приглашения к прославлению Господа; Господь а) услышал его, когда он молился, чтобы хитрость его удалась ему, и избавил его от всех скорбен его (ст.5). Как Бог сделал ему, так Он поступает б) и со всеми благочестивыми, которые поэтому и призываются во всех своих нуждах также обращаться к Богу, от Него ожидать спасения и помощи (ст.6). В сердечной радости псалмопевец вторично рассказывает, что Господь помог ему (ст.7) и снова повторяет, что Господь чудесно [225] спасает всех богобоящихся (ст.8) и желает, чтобы все люди, подобно ему, испытали на себе благодатную помощь Божию, которую он представляет под образом вечери, приготовленной для всех праведников, и приглашает принять в ней участие; упование на Бога (9 б) и страх Божий (бойтеся; ст.10) делают достойными этой вечери, насыщения всякими благами (ст.11) [226]. Так как страх Божий есть необходимое условие всякого благополучия [227], то псалмопевец, как опытный наставник, хочет научить всех людей (ученики - чада) страху Божию (ст.12); он состоит в том, чтобы не клеветать на ближнего, не делать ему никакого зла, мирно жить с ним (ст.14-15). Кто следует этому, кто боится Бога и соблюдает правду, того благословляет Бог Своими милостями [228], внимает ему во всех его нуждах, тот пользуется особенным попечением Божиим (ни одна кость не сокрушится), между тем как нечестивый отвергается Богом и его постигает ужасный конец (ст.16-23) [229].

ПСАЛОМ 34. Молитва о помощи против злобных и неблагодарных врагов. Происхождение этого псалма относится к раннему времени гонения Саулова (ср. ст.1Цар.24:16, ст.11 с 1Цар.24:10); не трудно указать определенное положение, в котором находился тогда псалмопевец. Давид тяжело страдает от врагов, которым он оказывал только любовь и дружбу, и которые теперь на него клевещут и поставляют величайшую радость в том, чтобы коварно ввергнуть его в несчастие. В таком положении невинно преследуемый молится о помощи к Богу и обещает Ему за это хвалу и благодарение. Эти основные мысли псалма выражены в трех строфах, из которых каждая оканчивается обещанием благодарности (ст.9 10, 18, 28), с повторением в каждой жалобы на настоящие страдания, а также и молитвы об освобождении из них. I Строфа. Господи, противоборствуй за меня [230](ст.1-3), сделай так, чтобы враги мои были неисцельно поражены и обратились в бегство (ст.4-6) [231], Да обратится на них самих погибель, которую они мне замышляли (ст.7-8); за это я буду прославлять Тебя (ст.9-10) [232]. II Строфа. Меня неправедно обвиняют (ст.11), за мою дружбу и сердечное участие (ст.13,14) воздают неблагодарностию, злорадованием, клеветою и насмешкою (ст.12,15,16) [233]; спаси меня из такого положения (ст.17) [234], я за это буду прославлять Тебя (18) [235]. III Строфа. Да не порадуются враги мои, без всякого основания (ст.19) и коварно (ст.20) ненавидящие меня и считающие погибель мою несомненною (ст.21) [236]; помоги мне (ст.22-24) и посрами их (25-26) [237], а мне и моим друзьям доставь радость (27), чтобы прославлять Тебя за полученное спасение (28) [238]. Так как Давид в своих страданиях был прообразом Мессии, неблагодарно отвергнутого своим народом, то этот псалом с историческим характером соединяет и мессианский, т.е. он - преобразовательно-мессианский; поэтому и Спаситель у Ин.15:25 мог иметь в виду этот псалом (ср. еще Пс.68:5).

ПСАЛОМ 35. В союзе с Богом не страшна самая сильная злоба врагов. Основную мысль этого псалма можно представить таким образом: как ни велика злоба и сила грешников, так что даже праведник может прийти в уныние (ст.1-5); но бесконечно больше милость Божия праведникам и наказание Его нечестивцам (ст.6 10); защищаемый Богом праведник торжествует наконец над грешниками (ст.1-13). Никто конечно больше Давида не имел случаев испытать эту истину в собственной жизни; что испытал он на себе высказывает вообще в нашем псалме, в утешение и одобрение всех праведников, среди развращения мира. - Сначала псалмопевец изображает это развращение, людей греха, пред которыми трепещет праведник; это люди, не имеющие страха Божия, и на место божественной воли поставившие свои греховные желания (ст.2) [239]. Пред глазами Божиими они коварно поступают с ближним, и притом так, что грехи их не обыкновенные какие-либо, которых Бог отвращается, но такие, которых Он ненавидит и за которые поэтому накажет самым строгим образом (ст.3) [240]. Беззаконны их слова, ожесточенно (не восхоте разумети) сердце (ст.4); даже ночью злоба их не дает им покоя; они не боятся никакого греха (ст.5). При виде такого развращения в мире, псалмопевца и вообще праведника поддерживает только мысль о безмерной благости Божий, не оставляющей своих верующих, о бесконечной верности Господа Своим обетованиям, обещавшего праведникам награду (ст.6), и неизменной (горы) и страшной правде Божией, по которой Он не может оставить грех не наказанным (ст.7) [241] Псалмопевец сравнил наказание Богом грешников с большим наводнением (бездна много) и при этом разумел, может быть, потоп; как во время потопа Бог спасал некоторых людей и животных, так Он спасет праведников во время имеющего постигнуть наказания грешников, потому псалмопевец с воодушевлением восклицает: яко (как) умножил еси и пр. (ст.8) [242]; о прославляемом величии страха Божия свидетельствует то, что Бог принимает под Свою Отеческую защиту убогих сынов человеческих, так как они несомненно могут надеяться на Его помощь (кров крылу) и от святого жилища Его получат обильную Его милость (ст.9) [243]. Бог дарует спасающую, подкрепляющую, подающую жизнь и сохраняющую ее благодать, потому что Он Сам есть жизнь (источник живота); Он есть Первоисточник всякого блага, благо людей; но благо в противоположность бедствиям есть свет (ср. Пс.4:7; 26:1; 30:17 и др.); поэтому Бог есть свет; если же исходящий от Него свет светит на нас, тогда и мрачные обстоятельства нашей жизни становятся светлыми, блестящими; в благодатном Его свете мы видим свет, т.е. счастливые дни (ст.10) [244]. - За уверенностью в помощи Божией следует (ст.11) молитва, чтобы Бог, как теперь помогает праведникам, так и впредь сохранял их Своею благодатию (пробави - παράτινον - продли) и предал злобе грешников (ст.12; нога гордыни, ступание ногою на спину - образ поругания; рука - образ власти). Вера убеждает псалмопевца, что последнее и случится; поэтому он взором веры видит (ст.13) поражение, которое нечестивцы всегда и везде будут испытывать, как бы уже совершающимся (тамо - указание на нечто настоящее).

ПСАЛОМ 36. Счастие нечестивого быстро проходит, невинность остается торжествующею. Псалом этот составляет учительную песнь и потому в еврейском тексте имеет форму алфавитного изложения, с некоторыми впрочем отступлениями.

- Известно, что представления евреев древнейшего времени о земном назначении человека, были довольно неясны, и потому понятно, если взоры их преимущественно обращены были на земное воздаяние человеку, и если они от правды Божией здесь уже ожидали награды за добродетель и наказания за порок. Так и в нашем псалме; страдающий праведник утешает себя не ожидающею его наградою в будущем, но уверенностью в торжестве своего дела уже здесь на земле; и действительно Бог в Ветхом Завете для утешения своих праведников и к устрашению грешников уравнивал уже на земле разности нравственного мироправления, как это мы видим в судьбе Иова. Спокойное пребывание в земле обетования [245] (ст.3,9,11,18,22,27,29,34), мирное пользование сокровищами и богатствами ее (ст.3,19,25,26), помощь против притеснения грешников (39:40), долгая жизнь и богатое потомство (ст.29,37) - вот предстоящая праведнику награда; между тем как грешник после кратковременного счастия подвергается Суду Божию (ст.13,17,18) и тому несчастию, какое он замышлял праведнику (ст.15); обеднение (ст.21), изгнание из своей земли (ст.9) и совершенная погибель (ст.19,28,34,36,38) награда нечестивца. - Псалом этот несомненно написан Давидом, добродетель коего осталась торжествующею, между тем как временное счастие Саула, Навала, Ахитофела, Авессалома, скоро погибло. При ясности общей мысли псалма, в нем немало трудных мест, требующих объяснения [246].

ПСАЛОМ 37. Молитва во время тяжкой болезни и преследования от врагов. Обстоятельства происхождения этого псалма [247] представляются тождественными с обстоятельствами Пс.6. Псалмопевец, вероятно преследуемый Саулом, тяжело страдает (ст.3,7,9,18) и душею (ст.7,9,11) и телом (ст.4,6,8,11) [248]; все эти страдания, кажется, причинены ему были злобными гонителями; но страдающий псалмопевец главную их причину видит в собственной греховности. Настоящее бедствие представляется ему безмерным, поэтому оно не есть действие божественной любви, но божественного гнева; вследствие этого он молится, чтобы Бог не с яростию и не с отвергающим гневом наказал его. Свое опасение, что переносимые им бедствия происходят не от отеческой любви, но от ненависти, он обосновывает поразительным изображением этого своего бедствия (ст.13-14). Его постигло тяжкое наказание Божие (ст.3) [249], он сильно страдает вследствие своих грехов (ст.5) и телом (ст.4,6,7-8) и душою (от воздыхания сердца - внутренней боли; ст.9). А что он не преувеличивает своих страданий, в свидетели призывает Самого Бога; Бог знает вызываемое тяжелыми бедствиями сильное его желание помощи, знает сердечные страдания псалмопевца (ст.10). Чтобы подвинуть Всеведущего к помощи, чтобы возбудить Его сострадание, псалмопевец снова начинает изображать свое печальное положение (ст.11-13); от сердечной скорби изнемогает телесная его сила, исчез блеск от очей его (ст.11); друзья убегают его (ст.12) [250], между тем как клеветливые и коварные враги покушаются на жизнь его (ст.13). Чтобы показать Господу, что он не только нуждается в Его помощи (ст.3-13), но и достоин ее, псалмопевец выставляет на вид, как он вел себя в отношении к врагам своим; он не воздавал им за их ругательства и клеветы (ст.14,15) [251], но с доверчивостью представлял свое дело Богу, от Которого ожидал быть услышанным (ст.16). Почему же он надеется, что Бог его услышит? Потому что (яко; ст.17) псалмопевец говорит сам себе, думает, молится: да не когда порадуются враги мои, иначе говоря, Бог не допустит, чтобы враги одержали победу над псалмопевцем; если они велеречат уже, видя его только колеблющимся, то что станут делать, когда он совсем упадет, будучи оставлен Богом [252]. Псалмопевец свое нынешнее состояние образно представил в виде колебания, дрожания ног, т.е. изобразил свою опасность падения; это он обосновывает в ст.18 (яко); он подвергается всяческим нападениям врагов своих [253], находится в постоянном мучении (болезнь моя предо мною) и именно потому, что он чувствует себя грешником (ст.19) [254]. Многочисленны и могущественные враги его (ст.20); он им делал одно только добро, и вот они за правду его преследуют его (ст.21); против них только Бог может помочь ему (ст.22-23).

ПСАЛОМ 38. Долго сдерживаемая жалоба и настоятельная молитва тяжело испытываемого праведника. По надписанию, псалом этот написан Давидом [255] без сомнения во время Саулова гонения. Псалмопевец находится в страшном угнетении от злобных людей (ст.2б, 10, 11), но он твердо решился, не жаловаться в своем страдании, чтобы не согрешить ропотом против Бога (ст.2) [256]. Долго он крепился в принятом решении и молчал, смиренно подчиняясь водительству Божию; но такое молчание не имело никаких добрых последствий, потому что насильно сдерживаемая скорбь тем сильнее только прорывалась (ст.3); при мысли о насмешках со стороны зазнавшихся врагов, скорбь, подобно огню, воспламенялась в сердце его (ст.4) [257], и высказывалась в сильном вопле к Богу. В скорби своей псалмопевец пришел было к исполненной отчаяния мысли, что Бог совершенно оставил его, не поможет уже здесь ему, и что только смерть избавит его от страданий; поэтому он спрашивает Бога о конце своей жизни [258]; если он узнает его, то узнает также, сколько ему остается терпеть еще (ст.5). Вслед за тем он жалуется на краткость и ничтожество человеческой жизни (ст.6,7), как бы говоря: жизнь человека и сама по себе коротка и довольно бедственна; а Ты мне необычайным образом еще больше делаешь ее горькою [259]. - Высказавши таким образом свою скорбь, псалмопевец возвращается в спокойное состояние, и задает себе вопрос: что же, если и действительно так, если жизнь человеческая так коротка и бедственна, и если к тому же еще я совершенно оставлен Богом, - что имею я, на чем бы мог основать свою надежду? Должен ли отчаиваться? - Нет! Я полагаю свою надежду на Господа (ст.8) [260]. Опасаясь, что испытываемые им страдания могли быть заслуженными, он молится о прощении своих грехов (ст.9а) [261], напоминает Господу о том поношении, какое он должен испытывать от своих нечестивых врагов (безумному), и как он доселе молчал в убеждении, что это испытание происходит от Бога (ст.9б,10) [262]. Теперь же он молится, чтобы Господь отвратил тяготеющие над ним страдания (ст.11а), так как иначе он может погибнуть под наказующею рукою Божиею (ст.11б). В ст.12 (о беззаконии и проч.) он переходит от частного к общему; как его теперь наказывает Бог, по его мнению, за грехи его, так и вообще Он наказывает каждого человека за беззакония его, и скоро уничтожает его, мятущегося, как будто он вечно будет жить (ст.12) [263]. В заключение Давид молится, чтобы Господь по крайней мере теперь услышал его, помог немного отдохнуть пред своею смертию, т.е. избавиться от тяготеющих над ним страданий (ст.13,14) [264].

ПСАЛОМ 39. Благодарение за великую помощь и молитва об окончательной победе. Псалом этот написан Давидом и мог произойти во время Саулова гонения (1Цар.23:26 и д.). Псалмопевец, хотя недавно и был спасен Богом от великой опасности (2-3), но ему угрожают еще другие многочисленные опасности (ст.13), его преследуют враги, замышляя на жизнь его; - как часто это случалось во время гонений от Саула! - Псалмопевец находился в явной смертной опасности; в это время он, с полною уверенностию и надеждою (терпя потерпех - ожидая ожидал), молился ко Господу, который и услышал его (ст.2), избавил от опасности (ст.3) [265], и таким спасением воодушевил его к благодарственной песни и укрепил всех добрых людей в надежде на Бога (ст.4) [266]. Ввиду полученной им помощи, псалмопевец прославляет блаженство тех, которые надежду свою полагают на Бога, а не (подобно некоторым из его врагов) на суетных богов и на волшебство (ст.5) [267], и восходя от частного к общему, указывает (в 6 ст.) на чудесные проявления милости Божией во всей истории Израиля; ибо и в этом указании заключается новое подтверждение того, что надеющиеся на Господа счастливы бывают (ст.5). - Благочестивый израильтянин, по получении особенной милости Божией, обыкновенно приносил в жилище Его жертву в благодарность за милости и в прославление своего Бога. Давид также поблагодарил бы Господа жертвоприношением за полученное им только что чудесное спасение; но он в бегстве, и не мог поэтому принести жертвы. Бегство было премудро определено ему Богом; невозможность принести жертвы зависит от Бога. Поэтому псалмопевец совершенно прав, говоря, что Бог не хочет от него (в этом случае) благодарственной жертвы, вообще никакой (внешней) жертвы (7-8) [268], а желает от него только того, что он может принести Ему в своем отдалении от богослужебных мест, именно послушания (с евр. уши проколол; слав. тело свершил), смиренного подчинения Его воле [269]; и это - жертву духовного самоотречения - псалмопевец и обещает Господу (се прииду); в законе (Пятокнижии; главизна книжная, свиток книжный) возвещается ему воля Божия; как в книге закона, так и в его сердце; ему приятно исполнять (из благодарности) эту волю Божию и этим приносить приятную Богу жертву [270]. Псалмопевец другим образом принес уже духовную хвалебную жертву, именно тем, что он в кругу многих своих приверженцев и знающих его громко прославил явно открывшуюся на нем правду и верность обетованиям (ст.10-11 ср. ст.4). - С указанием на жертву благодарения за недавно полученное спасение у псалмопевца, еще окруженного многими опасностями, весьма естественно соединяется молитва, чтобы Бог и в будущем не оставил его Своими милостями (ст.12) против бесчисленных врагов, в виду которых он почти теряет мужество (ст.13). Конечно, псалмопевец в окружающих его бедствиях признает заслуженное только наказание за совершенные грехи (постигоша мя беззакония моя), но он с надеждою молится о помощи Божией (ст.14) и о посрамлении злорадных врагов (15-16). Если Бог услышит псалмопевца, тогда все добрые люди будут радоваться с ним и хвалить Бога (17); но теперь он еще не услышан, еще находится в печальных обстоятельствах; да поспешит же Господь, пекущийся о нем, услышать его (18) [271]. Доселе мы изъяснили 39 псалом по ближайшему историческому его смыслу; но верующий христианин из Евр.10:5 и д., знает, что этот псалом имеет также мессианский характер. Ап. Павел некоторые слова его относит к Мессии. Не раз уже говорено было, что Давид в своих страданиях, как и в славном царствовании был прообразом своего Богочеловеческого Потомка, Христа. Как некогда от Давида Господь не хотел никакой левитской жертвы, а желал жертвы безусловного послушания, жертвы всей личности; так и от Христа, послушание Коего к Отцу достигло своей высочайшей степени в предании Своего тела на ужаснейшую смерть; как Давид свою внутреннюю жертву совершил исполнением Божественной воли, так и Христос (Ин.4:34, Мф.26:39, Евр.10:7-10). Эта воля считается душою этой προσφορα. Как Давид самого себя предложил в жертву и сказал: се прииду, так сказал и Христос уже в минуту Воплощения (εισερχόμενος κλ Евр.10:5), и потом во все дни Своей земной жизни, особенно на Масличной горе (да будет воля Твоя) и на кресте. Не как частное лице стоял Богочеловек среди рода человеческого, но как Представитель его, солидарно с ним связанный; поэтому нет ничего удивительного в том, что Он, имея глубокое прозрение в любовь Божию к падшему человечеству, во время своей земной жизни часто благодарил Отца - от имени человечества (10-11), как за все благодеяния роду человеческому, так особенно за устроение искупления; ст.2-6 можно вообще считать такою благодарностью Богочеловека от имени человечества. - Пред исшествием из мира сего Искупитель молился за Своих учеников и за всех Своих людей, имевших уверовать в Него (Ин.17); Он знал, что они и по совершении искупления будут бороться еще со многими врагами; ст.12-18 можно считать молитвою Богочеловека от имени искупленного, под игом страстей и неисчетных страданий вздыхающего человечества. Вися на кресте, Спаситель мог буквально применить к Себе ст.12-18.