Носители духа Святителя Игнатия

Носители духа Святителя Игнатия  Мысли о духовной жизни в современном мире из писем игумена Никона (Воробьева) и схиигумена Иоанна (Алексеева) По благословению преосвященного Максимилиана, епископа Вологодского и Великоустюжского

Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963)

"Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней"

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958)

"Бедный человек: в молодости мучают страсти, а в старости немощи"

  Содержание Да воскреснет Бог ! Любовь Божия О Любви в нас... Пути Промысла Божия... За все благодарите... О постепенности в духовном пути. Духовная брань и духовное оружие. Наставления на пути духовном. Главная заповедь: будь верен в малом... Заповеди. Добродетель неосуждения. Норма человека - Христос... Смирение. Терпение скорбей - путь нашего времени... ... егда поносят вам... О покаянии. Исповедь и духовное руководство ... О духовничестве в наши дни... Послушание в наши дни... В учителя не лезьте... О молитве... ... и Именем Господним... Молитва - суд души. Если сомневаемся, угодно ли Господу Клирос или молитва... Все подвиги... должны привести к смирению... Избери себе правило по силам ... О мире душевном и "мире сем". Наше время. ... в последние времена монашества не будет... Прелесть... Полезно ли уединение. Мнение о себе... Здоровье и болезни Слова о смерти Кто кому служит - тот тому и раб... Самоубийца попадает в руки бесов... Не верь снам... Спасение и добродетель... Духовная милостыня... Совет страдающему пьянством... Наказ жене его... Об отношении к неверующему мужу От греха подальше. О хранении чувств... Об атеистах... Церковь спасающихся... Таинства Церкви. О западных исповеданиях и сектах... Живая вера... У каких Святых Отцов учиться. О учебе и Духовных школах... ... яко Иуда... Имя Божие не Бог... ... взятая от ребра... Предостережения... Не ищи правды земной... Повседневные советы... О вечных мучениях. О себе... Напутствие. Прощание... Предисловие Настоящий сборник представляет собой тематический подбор мыслей широко известных в нашей Церкви двух русских подвижников совсем недавнего прошлого: схиигумена Валаамского монастыря Иоанна (Алексеева) (1873-1958) и игумена Никона (Воробьева) (1894-1963). Приводимые в сборнике высказывания взяты из их писем к разным лицам: священникам, монахам и монахиням, студентам духовных школ, мужчинам и женщинам, родственникам и т.д. Ценность и значимость приведенных мыслей для современного христианина настолько самоочевидна, что не требует каких-либо дополнительных характеристик.

Замечательны эти искренние, любвеобильные, краткие строки «последних из могикан» носителей Духа Божия! Их советы, размышления и наставления дышат неподдельным смирением, глубоким сознанием своего недостоинства наставлять кого бы то ни было.  Они не считают себя духовными отцами, не подчиняют себе, не порабощают, действительно видя себя хуже всех тех, которые обращаются к ним за помощью. Не лучшее ли это сегодня назидание для пастырей и пасомых, отцов и детей, учителей и учеников.

Чтобы дать большую возможность каждому читающему услышать непосредственный голос этих старцев и в то же время не закрыть, не засорить своими рассуждениями чистоту их мыслей, составители избрали наиболее простой путь – дали слово только им самим. В случае  же возникновения у читателя желания узнать по какому-то вопросу больше, он всегда сможет обратиться к первоисточникам этого сборника – собраниям писем этих двух наставников.

А.О.

Да воскреснет Бог ! Очистим чувствия и узрим... (из 1 песни канона Святой Пасхи) игумен Никон : Да воскреснет Господь в сердцах ваших, да поразит ад, кроющийся в глубине сердец наших, да откроет вход в душу нашу праведным помыслам, желаниям; да вознесет сердца наша горе и сделает нас Храмом Духа Святаго. (П.14) [1]. Любовь Божия Не называй Бога правосудным, ибо правосудие Его не познается на твоих делах...Сын Его открыл нам, что паче Он благ и благостен. (Преп.Исаак Сирин. Слово 90) [2] схиигумен Иоанн : Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха, превышающего Божие милосердие; отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. (П.65) [3] ... ужасные страдания Господь наш Иисус Христос терпел как человек ради нашего спасения, а Божество сострадало. О дивное чудо! Человече, неужели твое окаменелое сердце не содрогнется от воспоминаний таких страданий Иисуса Христа? (П.102) Бога не представляй очень строгим. Он очень милостивый, знает нашу человеческую немощь. (П.8) игумен Никон : Крест Христов да будет Вам всегда напоминать о бесконечной любви Божией к падшему человеку. Разве одной этой мысли недостаточно, чтобы всецело предать себя в руки Божии? Хоть немного надо искать царствия Божия, и Господь никогда не оставит такого человека без помощи и утешения. Господь любит вас! Потерпите Господа! (П.166) Господь показал нам Свою любовь пришествием на землю и крестными страданиями. Он радуется о покаянии каждого грешника, и как блудного сына, сознавшего свои грехи, обратившегося ко Отцу, готов принять с великой любовью. Неужели мы не воспользуемся этой милостью Божией к нам, а будем коснеть в своих грехах, в своем самолюбии, в своем мраке душевном, не дающем возможности видеть своих язвы, поболеть о них и покаяться. (П.119) Если человек человека может любить и жалеть, то какова любовь Божия к нам, если она для нашего спасения привела Его на Крест! (П.146) “Льна курящегося не угасит и трости надломленной не переломит” Господь. Малую искру в душе Закхея Господь разжег в великий пламень. (П.162) В чем суть христианства? В том, что Всемогущий, Всеведущий Творец вселенной так любит и жалеет человека, так заботится о нем и о его спасении, что отдал Сына Своего Единородного на позор, Крест и смерть. (П.169). ... если Бог ради человека принес в жертву самое дорогое – Сына Своего, – то как может пожалеть чего-либо, ибо и вся вселенная – ничто пред этой Жертвой.

(П.169) Грядущего ко Мне не изжену вон ! Господь радуется о каждом, кто тянется к Нему, неизмеримо больше, чем мать о любви своего ребенка к ней. (П.169) Господь... жалеет каждого грешника и ждет только обращения его, чтобы простить все его грехи и мерзости и спасти. (П.194) Бог по благости Своей восхотел иметь около Себя разумные свободные существа, которые могли бы участвовать в Его блаженстве, быть участниками Его жизни, причастниками Его естества. Для этого Он сотворил Ангельский мир, а потом и человека. (П.241) Апостол Иоанн утверждает Духом Святым, что Бог есть Любовь, а не только имеет любовь, хотя и бесконечно великую. Любовь же все покрывает, по слову ап. Павла. Покрывает она и наши грехи, недостатки, немощи, нетерпение, ропотливость и прочее. Стоит только верующему во Христа осознать свои немощи и грехи и попросить прощения, как любовь Божия очищает и исцеляет все раны греховные. Грехи всего мира тонут в море любви Божией, как брошенный в воду камень. Не должно быть места унынию, безнадежию, отчаянию! (П.266) О Любви в нас... Любовь, возбуждаемая чем-нибудь вещественным, подобна....наводняемому дождем потоку, которого течение прекращается с оскудением составляющего его вещества. Любовь же, которая имеет виновником Бога, подобна бьющему из земли источнику; потоки его никогда не пресекаются (ибо Бог – единственный источник любви, и вещество Его не оскудевает). (Преп.Исаак Сирин. Слово 30)   игумен Никон : Чем сильнее любовь, тем больше стремление доказать ее, а доказать бескорыстную любовь можно только жертвой, и как истинная любовь не имеет предела, так не имеет предела и жажда жертвы, как проявление любви. Кто любит Бога, тот захочет страдать ради Бога, и по мере роста любви будет возрастать желание все перенести, лишь бы не удалился от нас Господь, лишь бы быть ближе к Нему. А не любить Господа нельзя, если приблизимся к Нему, вернее, если Он к нам приблизится. (П.78) Я глубоко уверен, что даже древние мученики – и они жалели, что мало страдали и поэтому не могли ответить Богу той любовью, которой должны бы были возлюбить Господа. (П.78) ... любовь выше молитвы. (П.60)