Вениамин (Федченков), митр. - Два сорокоуста

Ныне вечером было одно лицо; говорили об общем духовном положении дел. Пришли к мысли, что нужно молиться и потом положиться на Господа Вседержителя во всем. Но не поддаваться искушению малодушия, недоброжелательства. Хотя идти по христианскому пути всегда трудно (крест), но таков неизбежный путь. Высоты христианства особенно трудны; но нужно брать хотя бы посильное: т. е. молиться, поминать, и хоть сколько-нибудь любить... В крайнем случае лишь молиться.

ОДИННАДЦАТАЯ ЛИТУРГИЯ

Вторник

Странно: все время идут мысли о скорбях и страданиях. Почему это?

Скорбями прославляется Бог наш. Скорби терпим за грехи наши: достойны этого. Или смиряемся... Очищаемся... заслужил.

Вопрос о скорбях не частный в христианстве, а один из основных. Крест - путь христианской жизни вообще. И мое прибытие сюда не случайно, а точно стрелка моей жизни повернулась в другую сторону: от мира и радости - к крестным скорбям! И материал для этого дается и внешними и внутренний условиями. А если так (это так!), то нужно их принимать, как явление не только нормальное (обычное), но и нормативное (должное).

Читали из Деяний о том, как Апостол Петр был в тюрьме. Вот и они терпели.

Евангелие же просто было как бы ответом на мои мысли. Выпишу сюда целиком: лучше всяких моих суждений. Господь сказал ученикам: “Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы; и поведут пред царей и правителей за имя Мое; будет же это вам для свидетельства (о Мне. - Авт.). Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое, но и волос с головы вашей не пропадет, - терпением вашим спасайте души ваши” (Лк. 21, 12-19). Как решительно говорится о неизбежности скорбей! Удивительно!

Значит, таков определенный закон жизни для христиан. Не так, однако, думали мы прежде. Не так думает весь мip. Но так есть и будет.

Два воззрения в мipe; нужно выбирать одно...

Слышу (после), на улице петух поет: задорно, весело... Тварь радуется... Лишь один человек во всем мipe страдает... Что за трагедия? Мы виноваты.

Много скорбей в мipe. Сколько фактов... Не видим радостных лиц... И любить очень трудно, не за что любить (кроме скорбей), да и мы все сами дурные, безлюбовные, порченные. А без скорбей еще скорее испортились бы.