Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Если веришь в Бога и Его Промысл, веруй до конца и без колебаний. Если, по слову Божию, птица не упадет на землю без воли Отца вашего [270], как же человек может впасть в болезнь и страдания без воли Его? А основная воля Божия о человеке – чтобы все спаслись. Значит, безумие попущено твоему мужу ради его спасения. Если бы милостивый Господь не желал его спасти, Он не поразил бы его такой страшной болезнью: Он поразил бы его смертью во грехах его. Всякой болезнью и мукой Лекарь небесный лечит души человеческие. Поэтому тяжелобольным следует сожалеть не столько о себе, сколько о телесно здоровых, которых смерть настигает во грехе. Сказано: в чем застану, в том и сужду [271], если во грехе – тогда осуждение, если в покаянии – прощение и награда.

Но ты можешь сказать: ведь сейчас он не может ни каяться, ни молиться. Поэтому ты будешь молиться за него, ты будешь приносить жертву. А он в своем теперешнем состоянии может только страдать себе на спасение, другим на страх. Всякая больница указует перстом на Бога, но никакая не делает этого так явно, как больница для душевнобольных.

Возложи упование свое на Господа и будь спокойна.

Письмо 164

Воину В., “о трупе и орлах”

Пишете мне о том, какие “в Священном Писании встречаются трудные для понимания места”. Это зависит от духовного возраста. В Священном Писании содержится и много легких и ясных для понимания слов, следование которым в жизни открывает нам значение и тех трудных. Вы спрашиваете о словах Христа: ибо, где будет труп, там соберутся орлы [272]. По отношению к законам природы нам это понятно. Вы и сами видели, как на мертвые тела слетаются орлы: они чувствуют их с большого расстояния и высоты; просто невероятно, каким чутьем они узнают, где находится труп! По запаху или каким-то шестым чувством, подобно дятлу, который знает, где находится червь под корой, и клюет точно в это место. Христос, несомненно, говорил здесь о Своем мертвом теле. Смотри, Он говорит о будущем: там соберутся орлы. Ибо, если бы не о Себе говорил, сказал бы в настоящем времени, как об обычном явлении: там собираются орлы. Но Он говорит в будущем, ибо пророчески имеет в виду Свое тело.

И пророчество исполнилось. На голгофском Кресте висело Его мертвое Тело. И вот, спустя девятнадцать веков тысячи паломников собираются к Его Гробу под Голгофой. Эти паломники (я не имею в виду туристов) притекают ко Гробу своего Спасителя из высшей духовной потребности – напитать и напоить свои души, так же как орлы питаются мертвым телом. Настоящие паломники Гроба Христова и есть настоящие орлы Христовы.

Эти слова относятся и к причастникам, которые причащаются из Святой Чаши Кровью Христовой. Все они, орлы Христовы, алчущие и жаждущие, слетаются к алтарю и пьют жизнь из мертвого Тела, то есть из Тела Христа – Жертвы закланной, закланного нашего ради спасения Агнца Божия. Каким чутьем узнают они, что в Святом Причастии – пища и жизнь? Каким шестым, нематериальным, духовным чувством, развитым и обостренным верой, чувством, которое, к сожалению, притупилось у неверующих? Но почему мы говорим о чувстве? Это – разум, просвещенный верой у верующих или помраченный безверием у неверующих.

Мир Вам и благословение от Господа.

Письмо 165

слесарю Иосифу Т., о жизни грешника

Некий человек получил богатое наследство, но использовал его только на строительство и украшение дома. И жил он в этом доме один, сам не ходил ни к кому и никого из добрых людей не принимал у себя. Во всем себе отказывал, вкладывал все только в дом. Немытый, нечесаный, в лохмотьях, голодный скупец все имение свое тратил только на дом, в котором обитал. Годами соседи не видели его лица, зато дом был украшен так, что прохожие не могли сдержать возгласа восхищения. Прислушивался тот человек к каждому слову похвалы о своем доме, и было это единственной его радостью. “Кто же это живет в таком доме? Кто он, если у него такой особняк?” – спрашивали прохожие. Но лица хозяина никто не видел. Наконец он расточил все, что имел, на содержание и украшение дома и довел себя до отчаяния.