Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Письмо 178

адвокату Симе М., о каиновом страхе

Вас удивляет страх братоубийцы Каина, что кто-то может его убить, в то время как на земле больше никого не было. “Кого боялся Каин? – спрашиваете Вы.– Было два брата: один убил другого, убийца остался в живых, кто же мог его убить?”. Но прежде всего вспомните: были живы их родители, Адам и Ева. Разве отец не мог отомстить за своего праведного сына Авеля? Затем родился третий сын, Сиф. Сиф родил Еноса, Енос родил Каинана, Каинан

Как же вы говорите, что некому было убить Каина? И сам Каин имел потомство. Каин родил Еноха, Енох родил Ирада (Гаидада), Ирад родил Ме-хиаеля (Малелеила) [278]. Женщины здесь не упоминаются, а только мужчины, как носители и проводники жизни, но очевидно, что Каин имел и женское потомство. В те времена люди жили по нескольку сот лет. Их старость наступала к тысяче лет, как сейчас она наступает у нас к ста годам. Каин, живя несколько сот лет, имел возможность видеть несколько поколений, произошедших от Адама. Следовательно, было кому убить Каина и ему было кого бояться. Но Создатель никому не позволил убить его, а в наказание обрек его на пожизненный страх в течение нескольких сот лет. Заслуженное возмездие за первое братоубийство и ясное предостережение братоубийцам всех времен!

Есть еще одна причина, по которой Каин не был убит. В те времена не было письменности и некому было оставить письменное свидетельство о преступлении Каина для последующих поколений. Следовательно, Каин должен был остаться жить, чтобы выросло несколько поколений, которым он сам свидетельствовал о своем преступлении.

Похвально для Вас, что, несмотря на свои обязанности, Вы читаете Священное Писание, эту Книгу жизни, в которой ясно прочерчены пути правды и неправды, спасения и погибели. Презирающие эту книгу презирают собственную жизнь.

Мир Вам и спасение от Господа.

Письмо 179

одной благочестивой душе, о важнейшем упражнении

Ты понимаешь веру как упражнение в добре, и правильно понимаешь. Твои упражнения прежде относились к молитве, посту и милостыне. Верно, все они важны. Пост, молитва и милостыня являются практическим выражением веры, надежды и любви. В них ты проявляешь преданность воле Божией. Исполнением любой из заповедей ты проявляешь преданность Божией воле. Преданность воле Божией – душа всего нашего делания, не только духовного, но всех наших мыслей, чувств и действий – одним словом, всей нашей жизни. Ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца (Ин. 6, 38). А в канун Своего страдания в кровавом поту Он обращается к Отцу, говоря: да будет воля Твоя [279].

Есть много христиан, которые стараются исполнить весь закон Божий, но при этом нет в них полной преданности Божией воле. И, когда приходят страдания, они ропщут на Создателя своего. Тем они обнаруживают, что нет в них преданности Богу и вера их неглубока, а все дела веры сводятся к человеческим расчетам. Поэтому знай, что упражнение в преданности воле Божией важнее всех наших духовных упражнений. На пороге каждого дня говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. И на пороге каждой грядущей ночи говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. Уходя на работу и приходя с работы, опять то же говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. И когда ты здорова, и когда одолеет болезнь, говори: “Да будет воля Твоя, Отче!”. И наконец, когда пробьет неизбежный час и ты лицом к лицу встретишься с Ангелом смерти, скажи смело: “Да будет воля Твоя, Отче мой и Боже мой!”.

Письмо 180