Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Письмо 184

Томе С., о “судьбе”

Вот исполнилось Вам восемьдесят лет, а Вы все еще крепки и молоды духом. Много, много раз смерть смотрела Вам в глаза, но всегда каким-то чудом миновала Вас. И поэтому Вы спрашиваете меня, есть ли судьба и как Православная Церковь смотрит на волю судьбы.

Если под судьбой понимается слепая случайность или фатальность, Церковь решительно не принимает, отрицает существование такой судьбы. Церковь все обосновывает разумом, от разума и через разум.

Само слово “судьба” происходит от слова “суд”, в данном случае суд Божий. Помянух судьбы Твоя от века, Господи, и утешихся,– говорит псалмопевец [284]. То есть помнит, как Господь награждал праведников и наказывал грешников еще в этой земной жизни. И снова говорит: от судеб бо Твоих убояхся. Сотворих суд и правду: не предаждь мене обидящим мя [285]. В славянском тексте везде вместо слова “судьба” стоит “суд”. И мы часто говорим: “как рассудишь об этом?”, что значит – “как ты думаешь?”.

Следовательно, судьба – это мысль Божия обо всем происходящем, но не такая пассивная и немощная, как человеческая, а активная и решающая. Кто-то собирался наутро поехать в ближайший город, но ночью настигла его смерть и перенесла в далекий небесный град. И говорят люди: такова его судьба. Кто-то полюбил девушку, а пришлось жениться на другой, опять говорят: судьба! Кто-то укрывался в тылу, но настигла его пуля в укрытии – судьба! Только судьба прозорливая, а не слепая, от Бога Мыслителя и Промыслителя, Который всему знает причину. Тот, кто говорит “слепая судьба”, исповедует непонимание причины и смысла событий. Без милостивого и праведного Господа не происходит ничего.

По словам Спасителя, и птица малая не упадет на землю без воли Отца вашего. У вас же волосы на голове все сочтены (ср.: Мф. 10, 29–30). Таким образом, ничья судьба не случайна и не слепа, но разумна и промыслительна. И такая судьба помогла Вам многократно избежать близкой смерти и пережить судей, которые подписывали Вам смертный приговор.

От Господа Вам многая лета и спасение.

Письмо 185

новому утописту, об иностранных туристах

Вас возмущает, что не строятся дороги на Дурмитор (одна из горных вершин Черногории.– Перев.) для посещения его иностранными туристами. Вы беспокоитесь о туристах? Если бы Вы заботились о народе, о наиболее удобных дорогах для него, я бы Вас понял. Но когда я услышал такую причину строительства дороги на седовласый Дурмитор, то покраснел от стыда. Вы хотите “привлечь иностранцев” в Черногорию, чтобы они “оставляли здесь свои деньги”! За что? За несколько дней блуждания глазами по рощам и полянам, где благочестивый народ веками пасет свои белоснежные стада, которые кормят его? Слушая такое, поверьте, я бы охотнее говорил с покойником, чем с живым. О святой Петр Цетиньский, первым разбивший войско Бонапартово, что бы ты сказал на это?..

Вы же совершенно серьезно и научно рассуждаете, что “депрессия актуального кризиса может редуцироваться до минимума элевацией сознания о туризме и конструированием современных шоссе и комфортабельных отелей…” А проще говоря, займем денег, бросим чужие миллионы на строительство дорог и гостиниц и, склонив головы, будем ждать иностранцев с полными карманами, чтобы получить чаевые из этих карманов.

Неужели этим жить будем, человече? Лучше не жить совсем. Разве такой была святосаввская идея, которая вела нас от Косова через столько могил, темниц и мучений к освобождению? Наша земля для нас прекрасней всех других стран. И прекрасна она для нас не только зримой красотой, но той, которую народ создал и воспел. Это красота великих душ, великих характеров, великих столкновений правды и неправды, великих нравственных побед. Вот в чем главная красота нашей земли. Она возвышеннее всех наших гор и белее снегов на их вершинах.