Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Шестое речение: Отче! в руки Твои предаю дух Мой [62].

Сын предает дух Свой в руки Отца Своего, чтобы знали, что от Отца пришел, а не по Своей воле, как обвиняли Его евреи. Но слова эти для того еще изречены, чтобы слышали и знали буддисты, пифагорейцы, оккультисты и все философы, которые сочиняют сказки о переселении душ в других людей, животных, в растения, звезды и минералы. Отбросьте фантазии и посмотрите, куда идет дух праведника: Отче! в руки Твои предаю дух Мой.

Седьмое речение: совершилось! [63].

Это не значит, что жизнь окончилась. Нет, завершилась Его миссия искупления и спасения рода человеческого. Совершилось и запечатано кровью и смертью Божественное дело единственного истинного Мессии. Завершилось страдание, но жизнь только началась. Окончилась трагедия, но драмы не произошло. Отныне и до века последнее величественное дело – победа над смертью, воскресение и слава.

Письмо 29

образованной девушке, о пяти ранах Христовых

Пишешь мне, что слышала от пожилых людей какую-то “сказку” о пяти ранах Христовых, и спрашиваешь, откуда взялась эта “сказка”.

Увы, дочь, читай Евангелие! Увы вам, сербы, не позорьте себя перед землей и небом незнанием своей веры! Оставьте всякое другое учение, пока не научитесь самому главному и самому спасительному. Прежде всех наук – наука о вере, а все остальные науки потом. В Англии каждый читает Священное Писание.

А пять ран Христовых не просто слова, а святая реальность, поэтому о них нужно знать больше, чем просто о словах. Две раны на руках, две на ногах, одна в ребрах. Все пять ран от черного железа и от черного греха человеческого, который чернее железа. Прободены руки, которые благословляли. Прободены ноги, которые шли и вели единственно истинным путем. Прободена грудь, из которой в охладевшие человеческие сердца изливался огонь небесной любви.

Допустил Сын Божий, чтобы железом пронзили руки Его за грехи многих рук, чащи рук, которые убивали, крали, жгли, чинили насилие. И чтобы пронзили ноги Его за грехи множества ног, чащи ног, которые неправедно ходили, невинность соблазняли, справедливость попирали, святыни оскверняли, доброе топтали.

Пронзены руки Господа ради того, чтобы все руки исцелились от греха; пронзены ноги Господа, чтобы все ноги отвратились от грешных путей; пронзены ребра Господа, чтобы все сердца очистились от грешных желаний и помыслов.

Когда грозный Кромвель, английский диктатор, начал отнимать монастырские владения и закрывать монастыри, то в знак народного негодования по Англии двинулась многочисленная процессия. Впереди народ нес хоругви с надписью: “Пять ран Христовых”, пел духовные песни, под открытым небом совершалось богослужение. Испугался грозный диктатор; испугался ли он хоругвей или чего-то еще, но умерил свою тиранию.

Да научат тебя, девочка, пять ран Господа нашего приковать пять своих чувств к Богу живому.