Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

Но власть Божия над бесами распространяется не только на изгнание их из людей, но и на попущение этим невидимым псам нападать на людей. Поэтому даже бесы в Священном Писании названы Божиими. Мы читаем в Ветхом Завете: и злой дух от Бога напал на Саула [67]. Он от Бога не потому, что он сродни Богу или от Него исходит; нет, конечно, но потому, что связан Божией властью. Прочти первую книгу Иова, и ты увидишь, что бес не может напасть на человека, если Бог не попустит.

Если это знаешь, не отчаивайся. Господь всемогущ и многомилостив. Он может отогнать и отгонит от тебя беса страха, который так жестоко мучает тебя. Только признай силу и милость Божию. Затем исповедуйся в грехах, покайся и помолись усердно Всевышнему Богу. Скажи в молитве: “Господи, перед Которым трепещут бесы и всякая тварь, всемогущий и всемилостивый, прости меня, грешного, помилуй и спаси меня ради крестных мук Сына Твоего и Спаса нашего Иисуса Христа!”. И не сомневайся нисколько: Господь помилует тебя и отгонит от тебя это ничтожное страшилище.

Бог тебе в помощь!

Письмо 36

богослову Б. Р., на вопрос, как я понимаю слова: “Я в Отце и Отец во Мне” [68]

Зачем испытываешь высокие небесные тайны, которые даже Херувимам недоступны? Верь, что это так, и вера принесет тебе награду. Ибо вечное благое бессмертное житие и Царство обещаны не знанию, а вере. Господь дал человеку неограниченные возможности верить и ограниченные – знать. Не признал ли то же самое философ Кант, критик человеческого разума?

Произнося эти слова, Христос обращал их к вере, а не к знанию. Сказал Он апостолу Филиппу: Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Видишь, Он открывает тайну вере, а не знанию. Не говорит: “Разве ты не знаешь, что Я в Отце и Отец во Мне?”, но: Разве ты не веришь...

Кроме того, воспользуйся сравнением. Разве всякий сын не в своем отце еще до рождения и всякий отец не в сыне после его рождения? Разве уголь не в пламени, а пламя не в углях? Разве не в возвышенных помыслах благородное желание, а возвышенные помыслы не в благородном желании?

Мы постоянно претыкаемся о плотское, когда размышляем о духовном. Кто преодолеет это преткновение, тот приблизится к пониманию духовной реальности. Может ли быть на земле любовь большая, чем любовь матери к единственному сыну и сына к матери? Представь себе их души, но только души. Душа матери целиком наполнена сыном, а душа сына – матерью. Особенно тогда, когда они в разлуке. Мать душой, умом и сердцем в сыне, а сын – в матери. И каждый, кто нас любит, носит нас в сердце и уме, а тот, кого мы любим, в нас живет. Говоря о любви ко Христу, апостол Павел говорит: уже не я живу, но живет во мне Христос [69].

Христианский путь познания – любовь. Если хочешь познать небесные тайны, люби Бога всем своим сердцем, всей душой, всеми помыслами своими. И Господь вселится в тебя, и будешь в Боге, а Бог – в тебе. И ты ощутишь реальность многих вещей, которые стоят за пределами человеческого знания и разума.

Да просветит тебя Небесная Любовь.

Письмо 37