Nicholas of Serbia, St. - Missionary letters

На скользкой стезе политики, на которой Вы оказались, Ваш протест против христианского учения о Святой Троице нисколько не удивляет меня. Ваша униатская секта основана на стремлении не к истине, а к уравниванию всех религий мира. Но как трудно уравнять гору с долиной, а Вы на гору сердитесь! Ибо Вам, конечно ошибочно, кажется, что спасительнее оставить гору, чем возвысить долину. При этом Вы утверждаете, что Ваша секта христианская.

И апостол Христов решительно восстает на Вас, говоря: какое может быть общение тьмы и света? Христа с Велиаром? [82] Знайте, что мир не распнет на кресте того, кто мирит истину с ложью, свет с тьмой и добро со злом. Мир распял Христа, ибо Он не уравнивал, не смешивал ложь и истину, не полемизировал с истиной. Следовательно, очевидно, что вы не веруете во Христа.

Попробуйте примирить и уравнять в какой-либо обычной науке истину с полуистиной и увидите, какой отпор Вы получите. Скажем, свет электролампы уравняйте со светом свечи или округлость земного шара с плоскостью. Или обычный пример из жизни. Скажем, спорят два человека. Один, с хорошим зрением, говорит, что видел высоко в небе трех орлов, а другой, со слабыми глазами, говорит, что не видел ни одного. Если Вы разумный человек, Вы испытаете каждого из них и поверите тому, кто хорошо видит. Но поскольку вашей секте важна не истина, а равенство, Вы сказали бы этим двум: “Мне недосуг смотреть вверх и испытывать вас, лучше всего вам примириться и согласиться на том, что вы оба видели в небесах одного орла”.

Таков Ваш путь, Ваше учение, Ваша политика. Люди не пошли за Вашей сектой, как на то надеялись ее создатели. Вы остаетесь малочисленной, малоизвестной в христианском мире сектой, как утес в море. Почему? Потому, что люди, стремясь к миру, еще более стремятся к истине.

А истина о Боге, едином в трех Лицах, пришла в мир по Откровению Прозорливого – от Сына Божия Иисуса Христа. Три Лица без масок. Три Лица – одна Личность. Эту прекрасную и возвышенную реальность невозможно уравнять с грубыми и низкими призраками.

Да освятит Вас Дух истины.

Письмо 47

одному брату из Сараева, на вопрос о поминовении усопших после Светлой седмицы

Ты спрашиваешь, почему женщины каждый понедельник после Светлой седмицы приходят на кладбище. Для того, чтобы сохранить старый прекрасный, исполненный глубокого смысла обычай.

Сначала читаются заупокойные молитвы. Таким образом мы выражаем свою любовь к дорогим и милым нашему сердцу, которые телесно и временно в разлуке с нами. Знай: истинно любит тебя тот, кто втайне молится о тебе Богу. После молитвы бьют о крест красным пасхальным яйцом и восклицают: “Христос воскресе!”. Этим радостным возгласом поздравляют усопших, объявляя им, что придет день воскресения из мертвых. Наконец, очищают могилу от прошлогодней травы и сажают новую зелень. Это выражает нашу надежду на то, что в день Всеобщего воскресения истлевшая плоть умерших преобразится в новую, небесную. Ибо, по истинному свидетельству Свидетеля воскресения [83] – Христа, есть тела небесные и тела земные [84]. И еще: этим тленным телам надлежит облечься в нетленные, и смертным – в бессмертное [85].

Когда христианки все это исполнят, они, еще раз помолившись Богу, кланяются на восток и покидают могилы.

Итак, молитвой они выражают любовь, красным яичком и поздравлением – веру в воскресение, а свежей весенней травой – надежду. Любовь, вера, надежда, и опять любовь. Вот в чем смысл и символика поминального понедельника.

Далее ты спрашиваешь, почему в этот день на кладбище приходят одни женщины, без мужчин, как в другие родительские поминальные дни. Этим понедельником начинается неделя жен-мироносиц, а мироносицы первыми пришли ко Гробу Господню и первыми объявили людям о воскресении Христа. Блаженны матери, сестры и вдовы, своей любовью к умершим подобные женам-мироносицам! Чувствуют усопшие наше присутствие на своих могилах, чувствуют – и как еще чувствуют! – наши молитвы и жертвоприношения за них, нашу любовь к ним. И мы с тобой скоро почувствуем это, по ту сторону могилы, и будем благодарны тем, кто помнит нас и молится о нас Богу.