Кураев Андрей, диакон - Бог и человек, зачем мы друг другу?

Я думаю, что не надо играться с огнем.

И вообще мне не нравится идея публичных покаяний. Покаяние - это внутреннее таинство человека, и публично оно совершаться не должно. Тем более глупо каяться в грехах, совершенных другими людьми. Такие покаяния имеют связь с идеологией. Я боюсь идеологий. И с той, и с другой стороны.

Кроме того, Ватикан (не знаю, в какой мере сознательно или бессознательно)

Если вы поедете в Грецию, и будете делать вид, что это есть Византия или древняя Эллада, вас ждет много ошибок и разочарований. Точно так же очевидно, что сегодняшний Киев мало похож на Киев князя Владимира. На днях я читал исследования одного украинского историка. Официальная украинская националистическая пропаганда убеждает сегодня, что именно Украина есть продолжение традиций Киевской Руси во всех смыслах, а Московия - это вообще не поймешь что. Этот же здравомыслящий украинский историк предложил, в частности, для спокойного ответа на вопрос о взаимоотношениях Руси, России и Украины присмотреться к бытовой архитектуре. Мы знаем, как выглядели жилища древних киевлян. Очевидно, что позднейшая украинская мазанка из соломы менее похожа на них, чем северорусская изба-пятистенок. Так что даже на этом уровне именно русская изба есть преемник и наследник древнекиевской бытовой архитектуры...

Не надо обманываться. Если некий народ носит то же имя, что и в древности, или живет на территории, где в древности жили те, кого он считает своими предками, то это еще не значит, что древний и современный народы можно отождествлять. Так, Каббала и Ветхий Завет - это разные религии. Пророки Ветхого Завета очень остро переживают личностность Бога, а для каббалистической традиции средневекового иудаизма Божество безличностно. В Ветхом Завете есть вера в телесное воскресение мертвых и напрочь отвергается возможность переселения душ. Напротив, в иудаизме каббалистическом есть идея переселения душ ("гильгулим"). В Ветхом Завете категорически запрещается любая магия, алхимия, хиромантия, гадания, гороскопы и т. д. Но вся каббалистика на этом замешана. И поэтому приходится сказать, что это все-таки разные религиозные традиции.

- Задавая вам вопрос по поводу заявления Папы о богоубийстве, я имела ввиду также одну весьма сложную и важную проблему - противоречия внутри самого христианства. Известно, что еще в период его становления существовало две линии, одна из которых - иудео-христианская (Христос как учитель и пророк в отличие от понимания Христа как Сына Божьего) впоследствии была отвергнута, а соответствующие направления (к примеру, эбиониты) были квалифицированы,как ересь. Выходит, что делая подобные заявления, Ватикан отождествляет себя с этими оккультными течениями.

- Конечно же, у христианства есть близость с иудейской традицией, именно она и порождает конфликтность. Там, где четко определена граница, конфликтов не бывает. Там, где граница неясна, возникают проблемы и напряженность. Есть общее наследие и общие святыни, которые по-разному интерпретируются, иногда до радикальной противоположности.

То, что предшествовало возникновению христианства, было ожиданием, последней ступенькой. Те ступеньки, которые ведут к цели, не надо осуждать, надо понимать, что их нужно пройти. Вот только жить на этой ступеньке не надо оставаться. Впрочем, взобравшись на вершину, плевать за борт, вниз тоже особо не стоит. То же - и с движением эбионитов. Они сыграли свою позитивную роль в подготовке к принятию христианства и частью Израиля, и частью Римской империи. А сегодня, когда солнце евангельской правды давно зажжено, пробовать его погасить, делать вид, что все по прежнему, возвращаться опять в дохристианские времена - это уже опасно. Одно дело - язычество до Христа, которое не знает Христа и поэтому не противостоит ему, другое дело - язычество, которое воинствует против Христова Евангелия. Одно дело - частичный полусвет, полутьма, но когда солнце взошло, а ты жжешь лучинку и говоришь: закройте окна, ведь лучинка есть, это уже опасно.

- Я знаю, что Вы работали референтом Патриарха Алексия II. Каковы, если кратко, основные впечатления этого периода?

- Для меня была расколдована власть. Я видел, как принимаются решения и понял, как много зависит от человека, от людей.

- Отец Андрей, согласны ли Вы со взглядом на русский раскол, как на один из моментов общей циклической деградации христианского мира? Считаете ли вы, как человек глубоко верующий, что подлинный конец света наступил вместе с реформами Никона?

- Сегодня в самой церкви зреют такие старообрядческие настроения, что вполне естественно после семидесяти лет богословской разрухи. По сути дела не было духовной школы, не было церковного образования. В этих условиях примитивизация касается и самой церковной жизни. Смотря на то, что происходит сегодня, я лучше понимаю, что случилось в ХVII веке. Вот и сегодня копятся старообрядческие рецидивы, неумение различать главное и второстепенное.

Недавно я беседовал с одним юношей, который склонялся к тому, чтобы принять старообрядчество. Я ему сказал: "Блаженный Августин заповедал: в главном - единство, во второстепенном - разнообразие, и во всем - любовь. Скажи мне, пожалуйста, в чем у старообрядцев есть разнообразие?”. Он задумался. - “Да, действительно, странно получается”. - “Итак, с одной стороны вы заявляете, что мы должны жить по Отцам, строго по Отцам. С другой стороны - своим требованием жесткого единообразия вы нарушаете центральное в церковной жизни установление святого отца”.

Я считаю, что раскол показал серьезнейшую болезненность православного мира, он был хирургической операцией, в результате которой гной из церкви вытек. Церковь стала здоровее. После этого была создана новая, непохожая на предыдущие, православная цивилизация Российской империи с поразительной православно-имперской великой культурой. В ХIХ веке в России сложилась удивительная, не имеющая аналогов, традиция светской христианской мысли. Достоевский, Гоголь, Хомяков, Соловьев... Нечто подобное только во Франции произошло - когда появились светские люди, которые защищали христианство - Безансон, Экзюпери, Марсель, Мориак, Мунье...