«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И он сразу настолько окреп, что с многим желанием и здоровьем пошел с ними. Когда же они пришли в Александрию и поведали об этом архиепископу Дионисию, тот ужаснулся и тотчас же весь клир собрал и рассказал им это дело: вменилось ли иудею в крещение посыпание песочное /Б462/ или нет. И одни говорили, /193б/ что вменилось, так как об этом свидетельствует внезапное исцеление его, другие же не принимали, потому что не было в церкви такого обычая, тем более что Господь Никодиму сказал: "Если кто не родится от воды и Духа, не может /И317/ войти в Царство Небесное" (Ин 3.5). Поскольку говорили и то, и другое, соизволил святой Дионисий крестить его, и послал его в Иордан креститься, а крестившего его перед этим песком по достоинству его дьяконом урарным 375 поставил.

Итак, справедливо великий Григорий, перечисляя все (виды) крещения, сказал: Г- Крестил Моисей, в воде, а до этого - в море и в облаке 376. Крестил и Иоанн, не по-иудейски, не водою только, но и в покаяние. Крестит нас Иисус, духом. Это совершенство. Да познаю и четвертое крещение - мученичеством и кровью. Знаю еще пятое - /193в/ слезами. -Г

Так что справедливо и весьма сообразно не приняли крещения. Ибо каким из этих он был крещен, чтобы считалось истинным и божественным? -М

Итак, где говорящие, чтобы иногда, при затруднениях, простые или женщины крестили, если нет иерея, и чтобы вменялось им в божественное и совершенное крещение? /Б464/ Они спорят, или, скорее, пустословят и (бого)хульствуют от большого неразумия и сварливости 377, не слушая святого апостольского учения и наставления, говорящего: П- Не позволяем простому совершать ничего, что совершают священники, например: жертву ли, крещение ли, возложение [рук] или благословение, малое или большое 378. никто сам не присваивает себе (эту) честь, но по Божьему призванию возложением рук епископа дается таковая слава. А [252] кому она не поручена, кто похитил и присвоил ее себе, грех /193г/ и наказание Саулово и Озиево примет.

И никаким другим клирикам не позволяем крестить, как, например, дьяконам урарным, или чтецам, или певчим, или служителям, - только одним епископам и пресвитерам, с помощью дьяконов. А те, которые дерзнут сделать это, осуждение кореян 379 примут. Кроме того, не пресвитерам ставить дьяконов, или дьяконисс, или чтецов, или служителей, или привратников, а только епископам. Ибо таков законный церковный чин и угодное Богу соглашение и устройство. -П

Так что напрасно еретичествуют, а вернее сказать, богохульствуют те, кто иерейские дары и деяние раздает простым и женщинам, /И318/ на погибель /194а/ слушающим и верящим пустословию их и болтовне, совершенно не ведая, что такое священство, какова разница между простыми и иереями.

Глава 30

А после Филиппа царствовал Декий, два года (247-251). Этот много святых замучил и смерти предал. При нем, как говорит Евсевий, [Нават] 380 пресвитер отлучен был от церкви, который покаявшихся идолопоклонников не принимал.

Он повелел женщинам-христианкам в Риме ходить покрыв голову, надеясь мнимым этим позором привлечь их к идолослужению. Они же предпочли выходить с непокрытым лицом, честью считая (вынести) ради то, что людям казалось бесчестьем. Поэтому и доныне истинные христиане-женщины с непокрытым лицом ходят, /194б/ иудеянки же и неверные женщины закрываются.

При нем и Вавила Антиохийский, и Флавиан Римский, и Александр Иерусалимский, и Дионисий Александрийский мучены были, и Нават от церкви отступил. При нем же Киприан 381 Святой мучен был, и семь отроков эфесских, и много (других) святых.

Декий же убит был скифами 382 по наущению Галла и Волусиана: в болоте утонул со своим сыном, достойное наказание за свою жестокость получив, так что даже имена 383 их не найти.

Глава 31

А после Декия царствовали Галл и Волусиан, 2 года и 8 месяцев (251-254). Был же мор 384 в те дни, поднявшийся от Эфиопии до самого запада, и ни один город не избежал той беды. /194в/ Держался мор 15 лет, начинаясь с осени и прекращаясь с восходом Пса 385. Передавался же недуг этот через о[де]жду и просто от вида.

А скифы, то есть хазары, перейдя Истр, весь запад, Италию, и восток, и Асию опустошили и пленили, кроме одного (только) [253] Солнечного града 386 и Кизика. Убиты же были Галл и Волусиан воинами, и царем был провозглашен Эмилиан. /И319/