«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А после Валериана царствовал Клавдий, один год (268-270). Он был дедом /195б/ Констанция 395, отца Константина Святого. При нем пришли скифы. /И320/ Все города покорив, они пошли на Афины, захватив их. И, собрав все книги, хотели сжечь, но один из них, будучи лучше остальных, зная, что они многое понимают, 396 запретил, говоря, что пока [греки] будут заняты ими 397, о войне не будут думать.

Клавдий же, Аврелиана на царство введя, умер . [254]

Глава 35

А после Клавдия царствовал Квинтилл, брат его. Нареченный царем, он пробыл (у власти) несколько дней, ничего достойного упоминания не совершив, потому что, узнав, что Аврелиан собирается захватить римскую власть, он сам себя лишил этой жизни, вену на руке проколов с помощью какого-то врача; так что до тех пор пока, [потеряв сознание], не умер, оставался царем.

Глава 36

А после Квинтилла царствовал Аврелиан, 6 лет (270-275). И /195в/ убит был воинами между Гераклеей и Византием, в так называемом Новом граде, и погребен был там.

У Аврелиана один соглядатай был, и доносил ему обо всем, что делают и говорят. Когда однажды он разгневался на него из-за какой-то причины, тот (и), руке царевой подражая, грамоту написал с именами вельмож, якобы приговоренных к смерти. А те, убоявшись, убили его.

При нем святой Харитон исповедник мучен был.

1. При Аврелиане же, как говорит Евсевий, 398 Маний проклятый появился, от которого ма[ни]хейское 399 имя на многих распространилось. Е- При нем Маний скверный треклятый объявился, Христа и Святого Духа из себя, беснуясь, изображавший. Поэтому и водил за собой 12 учеников, /195г/ как Христос. И из всех ересей все скверное собрав, из Персии в Ромейскую землю пришел, по Божию попущению. -Е /Б4685 Л- А этот бесовский Маний, называемый также Скифиан, был родом (б)рахман; учителем его был Будда, которого прежде звали Теревинф. Наученный Скифианом, /И321/ который эллинскую веру прославлял, он возлюбил ересь Эмпедокла 400, говорящего, что друг другу противостоят два начала. Придя же в Персию, он стал говорить, что родился от девы и в горах воспитан. И написал четыре книги, назвав одну "Таинства", другую - "Евангелие", третью - "Сокровище", а четвертую - "Главное". Этот Будда, он же Теревинф, погиб, духом нечистым сокрушенный. А женщина, у которой он жил и умер, /196а/ унаследовав имущество и мерзкие книги скверного, купила отрока семилетнего по имени Кубрик, которого научила грамоте и, освободив его, сделала его наследником всего своего. А он, взяв книги Буддовы и /Б469/ вещи, ходил по Персии, называя себя Манием, и, разделяя заблуждения Будды, говорил, что книги сочинил он сам. -Л

Л- Его царь персидский ободрал живого за то, что он стал виновником смерти его сына. Ведь когда царский сын разболелся и был поручен многой заботе врачей, Маний сказал: "Без врачевания исцелю его". И так, врачей прогнав, он уморил отрока нерадением и пустословием. За это он справедливо получил достойное воздаяние - обдирание злополучного тела. -Л /196б/ [255]

Так вот, этот помраченный Маний, отвергая Ветхий завет, богохульствует, что всякое творение человеческое устройство произошли от некоего неблагого бога, будучи тленным и изменчивым, а Новый завет, как якобы благого бога, принимает 401 и рассказывает небылицы 402, что Христос явился в мечте и чаянии 403. И к этому погружения 404 какие-то скверные выдумал, и ночные жертвы, и беззаконные совокупления; и неизреченные действа, и рождение 405, и перемещение тел 406, и многое другое болтал, и творил, и учил, богомерзкий и богоненавистный, эллинские негодные и суетные учения утвердить стремясь.

О нем говорил и Феодор, пресвитер Раифский 407: Р- Маний же – бесконечной 408 тьмы изобретатель, а скорее, /Б470/ власти тьмы создание; ему возмечталось и приснилось, что Бог явился в слабой мечте и бесплотном образе /196в/ человеческого тела, так что, по его словам, (лишь) в чаянии претерпел и сотворил то, что он сотворил и претерпел ; и ничего из этого /И322/ не было в действительности и на деле, но одним только чаянием и обманом. Он ввел в заблуждение людей, среди которых, как считалось, он жил. Поэтому он и отказывается признать два естества, говоря только об одном — божественном.

2. А некий Павел 409, современник этого Мания, родом из Самосаты, глава церкви в Антиохии великой, злословил, что Господь - это высокий 410 человек, в которого, как в любого пророка, вселилось Божье Слово, потому и имеет Христос два естества, существующие раздельно и никак не сообщающиеся друг с другом: одно - сам Христос, а другое — живущее в нем Божье /196г/ Слово.

Вот каким образом впервые произросли гнусные и богохульные об одном двух естествах Христа: отнимается то божественность, то человечность.