«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А после Навуходоносора царствовал Улемародах 9, который Эвилад, сын его, пять лет (562-560). Он, освободив Иехонию от уз, сделал его своим сотрапезником.

Ф- О нем рассказывает и История, то есть изображение, царств, [и] божественный Иеремия: "И было. На 37-й 10 год выселения Иоакима, царя иудейского, в десятый месяц, в двадцать четвертый (день) месяца, взял Эвилад, он же Улемародах, царь вавилонский, в год, в который воцарился, голову Иоакима, царя иудейского, и вывел его из дома, где он был заключен, и говорил ему благое, /121в/ и дал ему престол, царствовавших у него 11 в Вавилоне, сменив одежду его темничную. И всегда ел хлеб перед лицом его во все дни до самой смерти (4 Цар 25.27-29; Иер 52.31-33). Иоаким же этот и есть Иехония. Ведь его отца Иоакима, при котором и /Б270/ Даниил пленен был, Навуходоносор в Иерусалиме убил и выбросил за города. -Ф

Глава 91

А после Улемародаха царствовал Валтасар, 12 брат его, три года. Он осквернил на пиру священные сосуды Божьи, которые принес отец его Навуходоносор из Иерусалима; убит же был Божьим гневом. Ведь Даниил говорил ему: "Бог (Все)вышний дал Навуходоносору, отцу твоему, царство, и величие, и славу; из-за величия его все народы, и колена, и племена трепетали и боялись пред лицом его; кого хотел, убивал, кого хотел, спасал. А когда возвысилось сердце /121г/ его и дух его уклонился к гордыне, сведен был с престола царства своего и честь его отнята была от него. От людей изгнан был и к зверям приложен был. И со зверями жилище его, и травою, как вола, кормили его, и от росы небесной тело его почернело, пока не уразумел, что (Все)вышний владеет царством человеческим и дает его, кому пожелает. А ты, сын его Валтасар, не смирил сердца своего, и вельможи твои, и наложницы /И189/ твои пили вино из святых сосудов. За то и послана кисть руки от лица Его, и /Б271/ написана такая надпись: "Мене, фекел, фарес". Это значит: "Мене" - "измерил Бог царство твое и окончил его"; "фекел" - "было поставлено на весы и оказалось /122а/ легким"; "фарес" - "разделено царство твое и дано мидянам и персам" (Дан 6.18-28). "И в ту ночь убит был Валтасар халдей, и Дарий принял Царство" (Дан 5.30-31).

Ф- Не думай, говорит, что [отец твой] принял царство и овладел всей вселенной своею силой -Ф. Ведь Бог, налагая наказание на грешных людей, использует очевидно предназначенных дурных, служащих как бы неким орудием божьего гнева. Поэтому говорит через Исайю: Ф- "Разве [163] прославится секира без секущего ею? Вознесется ли пила без влекущего ее? Так и если кто возьмет жезл или палку" (Ис 10.15). Ибо как невозможно, говорит, чтобы секире или пиле, или палке придти в движение самим - ведь каждая из них действует, если кто, взяв ее в руки, захочет привести в движение, - так и Я -Ф пользуюсь дурными против дурных. То же говорит Иеремия: "Так сказал Господь Бог /122б/ Израилев: Я сотворил землю великой Моей силой и мышцею Моею высокой, и дам ее тому, кому пожелаю в глазах Своих. И вот Я дал всю землю Навуходоносору, царю вавилонскому, рабу Моему, чтобы служили ему все племена" (Иер 27.4-7) [и так далее]. По этой причине он мудрствовал о себе больше, чем (следует) человеку, и пренебрег божественными приговорами, неизреченным правосудием и долготерпением, справедливо был испытан неподкупным и неизбежным Божьим гневом.

Глава 92

После же Валтасара царствовал Дарий Мидянин, он же и /Б272/ Астиаг и Артаксеркс 13, 17 лет. У него была жена, Мардохеева Есфирь, выбранная за красоту из еврейских девиц. Когда он собирался, по совету воеводы Амана, истребить ее иудейский народ, она, избавив (народ), заставила /122в/ (Дария) проколоть его тем же колом, которым он советовал проколоть ее дядю Мардохея, не почитавшего его и не поклонявшегося. На них по справедливости /И190/ исполнилось сказанное в Писании: "Кто разожжет злобу, погибнет от нее (Прит 19.9); "Кто готовит сеть на лицо ближнего своего, попадает в нее ногами своими" (Прит 29.5); и: "Творящий зло попадет в него и не уведает, откуда оно пришло к нему" (Сир 27.30); "копающий яму ближнему упадет в нее" (Екк 10.8; Сир 27.29); "чем кто согрешает, [тем и наказывается]" (Прем 11.17). Ибо кто-то из вельмож сказал: "Вот дерево поставил Аман для Мардохея, в 50 локтей. И сказал царь: "Пусть распят будет Аман на том дереве". И было так по велению цареву Артаксерксову.

При нем и Даниилу явились через архангела Гавриила видения, /Б273/ и время было явлено Христова /122г/ пришествия. Этому Даниилу за великую честь от царя позавидовали вельможи, и брошен был в ров львиный.

Глава 93

После же Дария царствовал Кир Персидский, 32 года (559-530). Он, убив Дария, овладел всей землей: и Халдейской, и Ассирийской, и Персидской, и Палестиной, и всей Асией; и Лидийское царство принял, убив Креза (546г.), как раньше сказано было. При нем еще больше прославился Даниил, который, и Вила сокрушив, и змея убив (Дан 14.22, 27) - кумира персов, опять "брошен был в ров львиный, и был там шесть дней. [164] /123а/ А в нем было семь львов, и давали им каждый день два тел[ьц]а и два овна, тогда не дали им ничего: "Пусть съедят, говорили, Даниила" (Дан 14.31-32).

Глава 94

"И был Аввакум пророк в Иудее. И, сварив варево и раскрошив хлеб в миске, шел в поле отнести жнецам. И сказал ему ангел Господень: "Отнеси обед этот в Вавилон Даниилу, в ров львиный". Он же сказал: Господи(н), Вавилона я не видел и рва не ведаю, где он. [И взял] ангел его за макушку , перенеся, поставил в Вавилоне надо рвом в шуме духа своего. И возопил Аввакум, говоря: Даниил, [Даниил], прими обед этот, /Б274/ который послал /И191/ тебе Господь. И сказал Даниил: Помянул Ты меня, Боже, и не оставил любящих тебя, Господи. И, встав, Даниил ел. И тут же ангел опять поставил Аввакума на его землю. А царь, в седьмой день придя ко рву и увидев его /123б/ невредимым , спасшего его Бога прославил, а Даниила тотчас вывел из рва, виновных же в гибели его вверг в ров. тотчас съедены были львами перед ним" (Дан 14.33-42).

При том царе, в первый год царствования его отпущены были иудеи (538 г.). Когда он объявил, что отпускает их, в Иерусалим идти повелевая, закончился семидесятилетний срок пленения их, согласно божественному определению. Сын же Салафиилов Зоровавель 14 и сын Иоседеков , когда пришли они в Иерусалим и церковь начали сооружать по повелению Кирову, с великой честью и богатством, /123в/ помешали им живущие в том месте, оговорив их перед царем.

Глава 95