«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
После [же] Кира царствовал Камбиз, сын его, которого и Навуходоносором 15 звали, 18 лет. [Он] воевал против Арфаксада, царя индийского, и помощи просил у всех 16 стран вплоть [до] Египта. И так как не дали ему и отказали, то он, победив Арфаксада, после победы начал войну против тех, кто не помог ему. И, вернувшись с победой, послал на них своего старейшину воевод Олоферна с большою силой. И, всеми странами овладев, Олоферн идолов их сокрушил и к Ветилуе, городу иудейскому, подошел со 120 тысячами (тяжело)вооруженных воинов.
Глава 96
Олоферн изготовился к бою, а сыны Израилевы затворились в городе. Стратиг же его Ахиор совет дал ему не воевать /И192/ с /123г/ народом 17 иудейским, потому что защитник им Бог. И, разгневавшись, Олоферн послал его в город, пригрозив убить его, если возьмет город. Ахиор же был в городе Ветилуе, а Олоферн [приступил к городу, перед этим] [165] завладев водой. И когда народ изнемог от водной жажды и собирался сдать город, Иудифь, сняв вдовьи одежды, - ведь она оплакивала мужа и все время пребывала в посте - украсила себя как новобрачная, и, немало обличив князей в малодушии и наказав не сдавать город в течение пяти дней, вышла к Олоферну. И с Божией помощью и собственной мудростью она обманула его, и отсекла голову его, и на третий день ночью возвратилась в город, и показала голову Олофернову. Иудеи же очень подивились, и помогшему и вразумившему Богу славу воздали, /124а/ и очень ободрились. Стратиг же Ахиор, еще больше подивившись великой, [и] сильной, и /Б276/ крепкой помощи Божьей, сразу же принял обрезание и уверовал в Господа Бога Израилева. А когда настало утро, ассирийцы, увидев голову Олофернову на копье, бежали, весьма посрамленные. Сыны же Израилевы, разойдясь повсюду, воинов порубили и, добычу собрав, отдали Иудифи все Олоферново. Иудифь же, пойдя в Иерусалим и Господу все возложив, возвратилась в дом свой и в своей добродетели и воздержании умерла вдовой, прожив 105 лет. Так вот, если некоторые думают, что этот рассказ был при первом Навуходоносоре, (то) они ошибаются из-за совпадения имен, не ведая, что это было после пленения. Ведь первый Навуходоносор умер /124б/ раньше, во время пленения. /И193/
Глава 97
А после Камбиза (II) царствовал Спердий волхв 18, семь месяцев.
Глава 98
А после Спердия царствовал Дарий Гистаспянин, 20 лет (522-486). При нем Зорававель Иисус, получив повеление, завершили сооружение церкви, прекращенное за 40 лет до этого. Вот почему иудеи говорили об этом Господу: "46 лет сооружалась церковь, и Ты возведешь ли ее в три /Б277 дня?" (Ин2.20). Ведь Кир, как было сказано, дал иудеям свободу и повеление построить церковь и город, но так как самаритяне помешали им, то прошло 30 лет, а после этого еще 9 лет, до шестого года царствования Дариева. , возвращение сынов Израилевых из Персии в Иерусалим произошло сначала по повелению Кира; потом же и Дарий повелел рукой Иисуса Иоседековича, и Зоровавеля, и Немесии, скопца иудея. /124в/ Причина же возвращения была такова.
Глава 99
Три воина 19, царя охранявшие, среди которых был и Зоровавель, бились об заклад, положив условие, чтобы одолевший просил у царя чего захочет. Первый же сказал: "одолевает вино", второй же сказал: "одолевает царь", а Зоровавель сказал: "одолевают женщины, но превыше всего истина". [166] И, сказав это, Зоровавель одолел, и повелено ему просить, чего он хочет. И умолил отпустить пленников и отстроить Иерусалим. И было так. Ведь тогда исполнились до конца 70 лет пленения гнева.
Архиерей же и книжник Ездра учил народ закону и истолковывал, как самый ученый из всех. Он восстановил святые книги, [по]гибшие от воинов - [ведь] халдеи, захватив Иерусалим, сожгли все. Бог же вдохнул в него благодать, чтобы /124г/ он собрал их. /Б278/
Итак, от [перв]ого построения церкви до второго прошло 511 лет 20.
Глава 100
Образ же и вид второго здания 21 церковного города /И194/ Иерусалима был таким. Город тремя стенами укреплен был и был неприступным. В стенах же были столпы четырехугольные, в ширину и высоту по 50 локтей, и каждый камень в постройке был 20 локтей. На них же были различные высокие дома и корыта каменные для сбора дождевой воды. Были и другие столпы высокие восьмиугольные 22, огромные, по 200 локтей высотой, так что оттуда при восходе солнца видно было Аравию. Размеры же города и протяженность от края до края была 50 стадий и высота 40 локтей. А камни здания имели по 20 локтей, /125а/ в ширину же и в толщину по 10 стоп. Камни в сооружении были так пригнаны друг к другу, что казались единым камнем: не заметно никакого соединения и сочленения. Церковь же на холме укреплена и окружена четырьмя оградами. Камни этого здания были белые и обтесанные, 40 стоп величина каждого /Б279/ камня. К церкви, находящейся в середине города, вело 12 ступеней подъема, высота спереди была 100 локтей, а сзади - 40 локтей. Ведь одна часть города была ниже по склону, а другая на горе выше. Первые ворота церковные, имевшие в высоту 70 локтей, а в ширину 26 локтей, были обложены коринфской медью, так что превосходили красотой позолоченные и посеребренные ворота. Внутренние ворота были размером в 40 локтей; /125б/ так как они были украшены толстым (слоем) золота и серебра, то всё блестело и смотрящему казалось, что они полностью позолочены. Первое /И195/ здание имело внутри надстройку (в) высоту 90 локтей, а (в) длину 50. Ворота же здания были позолочены золотом и над ними был виноград, и свисали гроздья золотые больше человеческого роста. За входом на паперть церковную было другое, внутреннее, здание, высота которого была 60 локтей, а ширина 20. В нем находились светильник, трапеза, и кадильница. Внутренняя часть этого здания была 20 локтей, завешена же была от внешней катапетизмой. В ней ничего не лежало, она была недоступной и чистейшей, почему и называлась "Святое святого".
А верхняя и внешняя (часть) этой чистейшей /125в/ церкви вызывала у смотрящих великий страх: украшенная толстыми золотыми досками, при [167] первом восходе солнца она испускала огнеподобную зарю, как какое-то солнечное сияние, бьющее в глаза, (заставляя) смотрящих отворачивать лица. Поэтому приходящим странникам церковь виделась издалека как снег, лежащий на высокой горе, /Б280/ потому что из белого мрамора была сложена и на холме поставлена. На кровле же были поставлены и укреплены золотые гвозди /125г/ по 40 локтей в высоту и по 6 [локтей] в ширину, не позволяющие птицам садиться и церковь нечистотами осквернять.