«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

369. Как сообщает Евсевий - [Евс. Церк 6.ХХІ].

370. Гордиан, бывший прежде кесарем - Марк Антоний Гордиан, наместник Африки; царствовал вместе со своим сыном, тоже Гордианом, 36 дней в 238 г.

371. Как возвещает Евсевий - [Евс. Церк І.VІ].

372. Гордиан кесарь - Марк Антоний Гордиан Пий (лат. "Благочестивый") Феликс Гордиан III (238-244) – внук упомянутого в гл. 27 Гордиана Африканского.

373. Попечителя: печалникъ И31523 на месте khdesthV ИІІ-7023 "свойственник, тесть" (но не попечитель). Исходный гл. khdeuw имеет оба значения: "вступать в брак" и "заботиться, иметь попечение". Ср. khdemwn "покровитель, защитник". Тесть Гордиана III Младшего не был его попечителем. Строкой выше было добродеяньныхъ И31522 = th khdemonia ИІІ-7022.

И316

374. Савеллий. Савеллий из Птолемаиды (Сев. Африка) начал проповедовать ок. 256 г.: единый Бог является в мире то как Отец (давая законы иудеям), то как Сын (неся евангелие), то как Святой дух (действуя на сердца верующих). Рассказы о Савеллии и о крещении иудея (по Мосху, гл. 176 с сокращениями) в греч. по де Бору помещены в другой главе (царствование Гордиана Младшего).

И317

375. Дьяконом урарным: дьякономь оурарнымь (S оуларнымь) в соот. с uparconta diakonon; свободная замена; древнерус. форма с начальным оу вместо принятой в церк.- слав. орарьныи или орарныи в соот. с wrarion "орарь, лента дьякона". В рус. сохранилось также в форме уларь.

376. В море и в облаке - в греч. "в облаке и в море".

377. Сварливости: сварения на месте auqadeiaV "самоуверенности". Точная характеристика заменена эмоционально окрашенной.

378. Малое или большое, то есть частное (пресвитерское) и публичное (епископское) благословение.

379. Кореян, в пер. кристяньское - транслитерация и порча Koritwn "кореян", последователей Корея (Числ 16).

И318

380. Нават отлучен. В греч. и в пер. нават отлоучи. Нават, римский епископ, был отлучен от церкви постановлением большого римского Собора 252 г., в частности, за братоненавистническую мысль в отношении "падших и раскаявшихся", как сообщает Евсевий (Церк 6. XLIII). В истории церкви Нават считается сторонником ереси "чистых", не принимающих раскаявшихся в церковь, и инициатором раскола. (Новат был не епископом, а пресвитером, т.е. священником. – А.Ч.).

381. Киприан - Карфагенский еп., заметная фигура в годы царствования Деция и Валериана, один из активных борцов за единство христианской церкви. Обезглавлен при Валериане в 258 г.

382. Скифами: от скоуфанъ И31816, скоуфане И31926. Античные и раннехристианские историки называли скифами все народы единого племенного союза: готские, дакийские, сарматские и славянские. В данном случае это были готы, которые погубили Деция и его старшего сына, заманив войско в непроходимые болота при Абруте (около Филиппополя во Фракии).

383. Имена: именью (S имени его) - на месте ta swmata ИII-7112 "тела". Ср. onomata "имена". Ср. укр. поговорку: "и памяти их нет". Осуждение Деция-антихристианина в переводе усилено, если учесть, что для древних имя означало само существо человека. См. цитату из Зах 13.2 на И6829. Об имени как памяти и сущности человека см. [Камчатнов, 133 сл.].

384. Мор. В греч. loimoV (Ват. limoV) ИІІ-7114 "чума", в пер. глада И31820 = limoV "голод". Эти два сущ. смешиваются в греч. кодексах. Здесь речь идет об эпидемии чумы, свирепствовавшей во всей Римской империи почти непрерывно с 250 по 265 гг. [Евс. Церк 7. XXII].

385. С восходом Пса, то есть в середине июля. В пер. песьимь локаньемь И31822 - сбой, вызванный лексикой "голода" на месте "мора".

386. Солнечного града: солнечна (S солнечнаго) града И31825 на месте Iliou род. ИІІ-7119 "Илиона". Ср. Hliou poliV Гелиополис "Солнечный город" - возможный вариант. То же на И339.