«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И окружали церковь четыре ограды, каждая из которых, согласно Закону, имела свое назначение. В первую, внешнюю, позволено было входить всем местным жителям и чужеземцам, во вторую же иудеям позволено было входить, в третью же - только молящимся 23 иереям, чистым и пречистым, а в четвертую — только пречистым иереям, в самую же церковь - иереям беспорочным, одетым в священнические одежды, а в заповедное, где были жертвенница, и трапеза, и кадильница, и неугасимый светильник, - одному только архиерею /И196/ позволялось, /126а/ один раз в год.

Итак, справедливо говорил пророк: "И будет слава дома этого последняя больше первой, говорит Господь" (Агг 2.9). Ибо второе церковное здание было великолепнее, чем первое, по красоте, величию и по всему остальному. И об этом так.

А после этого царь /Б281/ Дарий (I), собрав воинов из различных стран, Сирию, и Финикию, и все приморье 24 захватил. Пойдя же на Иерусалим, был повержен и погиб ужасно; ведь Бог поразил ранами, язвами и болезнями и многие тысячи бывших с ним.

в правление Зоровавеля Бог даровал жителям Иерусалима удивительную победу без оружия и без боя, богатством и бесчисленною добычею исполнил их. После же Зоровавеля не было властителей [от Иудеи], но архиереи правили. после /126б/ исхода из Вавилона не было царей, но архиереи ими правили.

Потому сказал Великий Василий: В- С тех пор, как уничтожен был Иерусалим Навуходоносором, разрушились царства, и уже не передавалось от отца, как прежде, но сначала 25, во время пленения, потомки Давида, а по возвращении народом стали править родовитые бывшие с Зоровавелем и Салафиилом, и власть к священникам перешла, так как слилось священническое и царское колено. Потому Господь - это царь, архиерей, что до Бога. И не прекращалось царское колено до самого Христова пришествия, не сидело более на престоле Давидовом семя Иехониево. Престолом же называется, конечно, царский сан. Вообще /126в/ вспомни Историю, как дань давали Давиду - вся Иудейская страна, /Б282/ Идумейская, и Моавская, и Сирийская, и прилегающие к стране той, и дальние, до самого Междуречья, и с другой стороны - до самой реки Египетской. [168]

Итак если никто не был в столь великом сане после него, (то) как не истинно /И197/ пророчество Иеремии, говорящее: "Осквернился Иехония, как сосуд, от которого нет пользы, так что отвергнут он сам и семя его (Иер 22.28), и не восстанет от семени его сидящий на престоле Давидовом, правящий в Иудее. Ведь ни один из бывших от него, кажется, не достиг 26 такого сана . Так что не прекратилось Иудино колено, "покуда не пришел, Кому предназначено" (Быт 49.10), который сам [не] сидел на плотском престоле. Перешло же иудейское /126г/ царство к аскалонитянину, (сыну) Антипатра Ироду (37-4 гг.) и его мужам 27. А те на четыре власти разделили Иудею, когда правителем (Иудеи) был Пилат, а всей римской державой владел Тиберий Кесарь (14-37).

Но престолом Давида, на котором воссел Господь, он называет неуничтожимое и вечное царство: ведь Сам Он "чаяние племен" (Быт 49.10), не меньшей части всей вселенной. Ведь "Будет, говорит, корень Иессеев, поднимется, чтобы владеть племенами, [и] на него уповают племена" (Ис 11.10), "И 28 положил Я тебя в завет для рода, во свет для племен" (Ис 42.6), "И положу на веки веков семя его, и престол /Б283 его – как дни небесные" (Пс 88.30). Таким образом Он и пребывал царем, пусть даже и не приняв скипетров иудейских. И Он - царь всей земли, ибо Он - Бог, и исполнилась свобода 29 Иакова, "Благословенны стали в семени его все колена земные" (Быт 22.18), и все племена /127а/ прославляют Христа. -В

А чтобы яснее стало, как святительское колено смешалось с царским, мы скажем так: ведь Иуда родил Фареса, а Фарес - Есрома, а Есром - Арама, а Арам - Аминадава, а Аминадав — [Наасона, а Наасон] — Салмона, а Салмон - Вооза, а Вооз — Овида, а Овид - Иессея, а Иессей – Давида царя (Лк 3.31-33). Поскольку же Наасон был сын Аминадавлев, (то) его сестру Елизавету взял себе женою великий архиерей Аарон, брат Моисеев, бывший из колена Левитского. Далее, и боголепный святитель Иодай, бывший из колена Левитского, взял себе женой сестру Охозиеву, бывшую из колена Иудина. С тех пор царское колено смешалось с Левитским. И весьма справедливо, (что) Господь, происходя от Марии Девы по плоти матери своей, /И198/ таким образом явился людям царем иереем, что до Бога, как он сказал 30, и ясно провозглашается /127б/ Царем /Б284/ вечным иереем навеки по чину Мелхиседекову. Ведь царство Его - царство вечное и неразрушимое, и "род Его" - то есть непостижимое, и пресущное, и безначальное божество - "кто изъяснит?" (Ис 53.8).

Глава 101

А после Дария царствовал Артабан, 7 месяцев.

Глава 102

А после Артабана царствовал Артаксеркс Долгорукий 31, 41 год. При [169] нем Софокл Гераклит, и Анаксагор, и Пифагор, и Фукидид, и Еврипид, Геродот, и Эмпедокл, и Диоген, и Зенон, и Ферекид, и Аристарх, Гиппократ, и Парменид, и Платон, и Аристотель, и Демосфен, и Сократ 32 известны были. Последний, уничтожив закон эллинский, умер в темнице, выпив яд 33.

Глава 103

А после Артаксеркса царствовал другой Артаксеркс последующие /127в/ вплоть до Дария Арсамянина, которого разбил Александр. И разрушил персидское царство, и овладел всей землей, и умер в Вавилоне. И разделили царство его мужи его, как было сказано ранее.