«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

И319

387. Стал править единолично: в Тр единоглядьствова - порча *единовладьствова, что было бы калькой emonarchsen ИІІ-7124 "единолично правил".

388. Галлиен - Публий Лициний Галлиен, род. в 218 г.; правил вместе с отцом и после него с 259 по 268 г.

389. С Шапуром: Шапур I (242—272), сын и преемник Ардашира, правитель Сасанидского царства, возникшего на развалинах Парфянской державы. Борьба с Римом кончилась в 260 г. разгромом и пленением Валериана. (В том же, 260 г. Шапур потерпел поражение от отрядов римского правителя Пальмиры Одената, который захватил персидский обоз и даже царский гарем. В последующие годы Оденат с римскими войсками дважды вторгался во владения Шапура и доходил до его столицы Ктесифона. – А.Ч.).

390. Погибельный недуг - продолжение цитаты из [Евс. Церк 7. XXII]. Речь идет о той же чуме, о которой говорилось выше.

391. Запахи: aurai Б46517; в Тр гласи И31912 - переводчик использует лексему из арсенала библ перевода: глас - знак Бога Святого Духа; см. комм. к И179.

392. Была: быти И31915 в соот. с genesqai инф. аор. Б4661 "стать".

393. Когда первенцы египетские погибали: погыбяхоу И31917 на месте ouden... apoleipomenoi Б4664 "ничем не... уступающие", принятое за прич. от apollumai мед. "погибать". В Лет точный пер.: ничим же... разьнствие ЛМ203. Это место - реминисценция из Исх 12.30: "настал вопль великий", которую использует здесь Евсевий (Церк. 7. XXII // PG 20. Col. 688А), цитируя Посл. XII очевидца чумы Дионисия Александрийского: "Ведь так же, как написано о первенцах египетских, так же и теперь "настал вопль великий" (PG 10. Col. 1336?). В ХГА цитата из Исх 12.30 не воспроизведена. Рыдания и вопли во время чумы оба автора сравнивают с рыданиями библейскими. Во Врем сравнение усилено лексемой погывдти.

394. Больных в дома вводя: болящая в домы въвъдяше - следствие неточного перевода второй части прич. аор. nosokomhsanteV "ухаживая за больными": komew "ухаживать" было связано с komizw "вводить" и прибавлено в домы.

395. Дедом Констанция - легенда о царственном происхождении Константина Великого появилась не ранее года его воцарения. Клавдия и Констанция объединяет лишь иллирийское происхождение. Констанций был усыновлен Максимианом (293 г.) [Чичуров 1981, 107-108].

И320

396. Зная, что они многое понимают: ведыи яко много смыслять - ложный ход из-за альтернативного перевода прич. dokwn букв. "знающий", зд. "кажущийся" (dokew "думать, полагать") и polu jronein ИІІ-722 букв. "много мыслить", зд. "быть рассудительным". В греч. "(один из них), который, казалось (dokwn), был разумнее остальных (polu jronein)".

397. Ими — книгами.

398. Как говорит Евсевий - о Мании [Евс Церк 7. XXXI].