«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

466. Зеленый: зеленыи - перевод прозвища clwroV "зеленовато-бледный", "изжелта-бледный" Констанций Хлор – рим. имп, кесарь Галлии (292—306), умер в июле 306 г. в Иорке, 56-и лет.

И331

467. Как говорит Евсевий - в [Евс Церк 8.XIII].

468. Честного: честна на месте AugoustoV из лат. Augustus "священный". См комм. к И10 СЕВАСТОМ НАРЕЧЕН.

И332

469. Сильвестр – еп. КПльский (314—335), глава христианской церкви в период утверждения христианства как государственной религии. (Видимо, опечатка – св. Сильвестр был папой Римским.- А.Ч.).

470. Иконописца: иконописцемь И3327 на месте zwgrajiaV В48613 "живописания, изображения" – свободный пер. (В Лет точная калька живописаниемь ЛМ21323) Осовременивание рассказа отразилось и в появлении вставки видевъ… честныхъ иконъ И33210. "Изображение" (Константина) eikonoV род. Б4896 тоже передано словом иконою И33315.

471. Стифары: sthqaria - поясные портреты.

472. Крестил царя. По рассказу Евсевия [Евс Конст 4.62], Константин Великий принял христианство на смертном одре от рук Евсевия Кесарийского - историка и ближайшего советника царя. На расхождение версий Евсевия и ХГА обращал внимание И.С.Чичуров [Чичуров 1983, 109-110].

(По рассказу Евсевия Кесарийского в указанном месте, Константина в Никомедии крестили неназванные епископы. Руфин, Сократ, Феодорит Киррский и Созомен также не называют тех, кто крестил Константина. В более поздних источниках и в современной литературе распространенным являтся мнение, что Константин принял крещение от епископа Евсевия Никомедийского – влиятельного иерарха, поддерживавшего Ария. Амартол знал и версию о крещении Константина “арианами”, т. е., по всей видимости, все тем же Евсевием Никомедийским /резко полемизирует с ней в кн. 10, гл. 42, И353/. Версия о том, что Константин принял крещение от папы Сильвестра в средневековье получила широкое распространение не только на Западе, но и в Византии, и отражена, в частности, в Хронографии Феофана Исповедника, который приводит обе версии, также отдавая предпочтение “римской” /под 5814 г. от с.м./ – А.Ч.).

473. Повеления - в греч. "(христианского) учения" tou dogmatoV Б48718.

474. Неслыханных: в Тр зместьная - утрачена часть приставки *безместьная.

475. Тут же: абье на месте auqiV "опять, снова" - по обычному смешению auqiV и euquV "тут же тотчас". См. комм. к И51, И80 и др.

И333

476. Могилу: гробъ на месте lakkon вин. "яму, погреб". Для lakkoV в слав. было три лексемы яма, ровъ, гробъ. В данном стихе Пс 7.16 в древнейшей Синайской псалтири ровъ (boqron) издры и ископа и и въпаде сия въ емо (lakkon) [СтСл, 583]. Те же лексемы в Геннад. В СтСл гробъ для lakkoV отмечен как ошибочный.

477. Вступил: eiselaunei наст. Б48820. Гл. eiselaunw перех. "вгонять, причаливать", неперех. "вступать, входить", бесприставочное elaunw "гнать". В пер. погна.

478. Как сад: яко садъ - переведено исходное значение прил. emjutoV "насажденный" и "врожденный" (emjuw "насаждать в человеке при рождении"). Ср. бесприставочное juton "растение". Так вместо "обладая прирожденным благочестием" в слав. стало "стяжав благочестие, как сад".

479. Памятник: tropaion, в пер. победоу И33315, так как tropaion - "памятник обращения врагов в бегство", то есть "памятник победы".

480. Них: peri wn "о которых", в пер. о немь же "о котором".

Книга 10

Временник христианских царей. Царь Константин Великий