«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

476. Могилу: гробъ на месте lakkon вин. "яму, погреб". Для lakkoV в слав. было три лексемы яма, ровъ, гробъ. В данном стихе Пс 7.16 в древнейшей Синайской псалтири ровъ (boqron) издры и ископа и и въпаде сия въ емо (lakkon) [СтСл, 583]. Те же лексемы в Геннад. В СтСл гробъ для lakkoV отмечен как ошибочный.

477. Вступил: eiselaunei наст. Б48820. Гл. eiselaunw перех. "вгонять, причаливать", неперех. "вступать, входить", бесприставочное elaunw "гнать". В пер. погна.

478. Как сад: яко садъ - переведено исходное значение прил. emjutoV "насажденный" и "врожденный" (emjuw "насаждать в человеке при рождении"). Ср. бесприставочное juton "растение". Так вместо "обладая прирожденным благочестием" в слав. стало "стяжав благочестие, как сад".

479. Памятник: tropaion, в пер. победоу И33315, так как tropaion - "памятник обращения врагов в бегство", то есть "памятник победы".

480. Них: peri wn "о которых", в пер. о немь же "о котором".

Книга 10

Временник христианских царей. Царь Константин Великий

Глава 42

После Максентия царствовал Константин Великий (306-337). Он сразу 1 же разослал повсюду повеление вернуть изгнанных /Б490/ христиан, с великой честью идти (им) домой, 2 и капища 3 идолов разрушить, христовы же /И334/ церкви созда[ва]ть. Кроме того, издал законы общие 4 (313 г.): /205б/ с того времени 5 капища идольские святителям христовым и христианам только владеть и рядить 6; в среду и пятницу поститься и в воскресенье отдыхать: в среду и пятницу - из-за страстей Христовых, а в воскресенье - из-за Воскресения Христова. А иудеям рабов не покупать и жертв открыто не творить и на распятие с тех пор не осуждать, из-за того, что на кресте Христа - честь, а на монетах его изображать 7 .

И жена у него была по имени Максимина, дочь царя Диоклетиана 8, от которой он родил трех сыновей: Константина, и Константа, и Констанция; было же у него два брата, Далмаций и Констанций, у которых были сыновья: у Далмация - тоже Далмаций, а у Констанция /205в/ - Галл и Юлиан.

(1). С- В Капитолии же римском, , в которое вел спуск в 365 ступеней, жил огромный змей. Он часто внезапно высовывал голову из подземелья 9, страшно губя дыханием своим /Б491/ жителей города, в особенности же детей. Некоторые из эллинов 10 просили о нем божественного Сильвестра, говоря:

- Сойди, епископ, к змею во имя Бога своего сотвори, чтобы перестал хоть на один год губить людей; мы все уверуем и крестимся. Сильвестр же сошел и обнаружил небольшое жилище, с медной дверью, где змей пребывал. И, ту дверь во имя Христово затворив, поднялся Сильвестр. После этого /205г/ не выходил змей. А когда минуло два года, все прежде угождавшие змею жертвами [и] многие другие, придя к святому Сильвестру, крестились.

(2). Божественный же Константин собрал 120 иудейских иереев и книжников для беседы с Сильвестром, чтобы окончательно явилась вся истина, в опровержение иудейского бесстыдства и распутства. [267]

На это собрание собрался с усердием 11 весь город - в присутствии /206а/ царя послушать речи тех и других о Христовой вере. Иудеи же начали говорить Сильвестру :