«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

. Некоторые же несмышленые и простаки, а лучше сказать, неучи (считают), что он не цельноменный, /Б501/ (так как) для красоты и великолепия он оковал (его) медными обручами и множеством опоясок.

И построил церкви святых Апостолов, и святой Ирины, и святого Мокия, и архангела Михаила в Анапловой лимени 26. Потом 27, сделав Констанция, сына своего, Кесарем в Царьграде, а Ликиния, зятя своего - в Никомидии Вифинской, с персами воевать отправился. Уговорили же его персы, и он, возложив на них дань, возвратился. Ф- И услышав, что Ликиний в Никомидии мучит и убивает христиан, /210в/ сильно разгневался на него. Когда они исполчились друг на друга в Хрисополе и бились, он захватил Ликиния живым и выслал его в Солунь. Когда же тот снова начал замышлять ало и за оружие взялся, Константин повелел убить его. И убит был нечестивый (324 г.). -Ф /И340/

(6). Ф- А божественная 28 Елена отправилась в Иерусалим на поиски святого креста. И, обретя крест, она построила удивительную церковь, разрушив капище Афродитино, на гробе Владыки безбожными эллинами построенное. И возвратившись, сыну о христианской вере многое заповедав, преставилась, будучи восьмидесяти лет, и погребена была сыном своим /210г/ в церкви Святых Апостолов - находилась та церковь в Константиновом граде. -Ф Ведь всеми добродетелями украшена была блаженная /Б502/ была, в подражание Христу, смиренной со всеми, а особенно с находящимися 29 в монашеском образе. Ф- А живущих в девстве монашек она часто призывала, , на постелях располагая, сама о них заботилась: и пищу подавала им, и чаши давала, и воду на руки их возливала, исполняя дело служанки. /211а/ Так и приснопамятного сына своего учила не возноситься в помыслах, добродетели и правильной жизни придерживаться, служить же Богу по Писанию, со страхом и трепетом. Так и он сам, строго соблюдая заповеди ее, плод стократицей принес. -Ф

Л- При этом блаженном Константине к святому крещению пришли и жители внутренней Индии, и иверы, и армяне все уверовали во Христа со своим царем Тиридатом, благодаря многострадальному великомученику Григорию, архиепископу их. -Л

7. Ф- было (земле)трясение в Кампании, 13 городов рухнуло. [272]

И исчезновение /211б/ солнца было в третьем часу дня, так что звезды на небе показались. -Ф

8. А в Мелитинской стране змеи всякого рода собрались, /Б503/ в течение пяти часов взвивались, и бились, и убивали друг друга, так что страна та от их тел воссмердела.

9. Когда иудеи устроили мятеж, чтобы восстановить церковь в Иерусалиме, божественный Константин многих наказал: одних изгнал, а других, уши им отрезав и повесив на шеи 30 за непокорность их и сопротивление, , водил их повсюду, чтобы остальные иудеи не дерзали такие вещи делать. /211в/

(10). Ф- И в Никее был собор 318 святых отцов вот из-за чего. /И341/ Великий этот царь Константин, видя, (что) Арий 31 церковь возмущает, собор всей вселенной собрал. С- Епископам он повелел приехать на собор на общественных лошадях и на мулах. Он и сам приехал в Никею, .

Когда все собрались, он приказал приготовить большое помещение в царских палатах и сидения в нем поставить, а затем повелел им войти. Сам же /Б504/ с небольшой дружиной вошел после всех и, став посередине, предложил всем сесть. /211г/ Затем, когда внесли небольшое сиденье и все епископы просили его сесть, сел и сам после всех: великое почтение 32 к (этим) мужам владело царем. Цветами похвалы 33 главу его увенчав, они воздали ему благословение за усердие к Богу, а он произнес речь о единодушии согласии, многих расположив к себе словами и дарами. И повелел приготовить многочисленные ложа для общего обеда. Старейших он рядом с собой на трапезе посадил, а остальных распределил по другим трапезам. Тут он увидел, что у некоторых правый глаз выколот. И узнав, что претерпели это 34 от Диоклетиана /212а/ и Максимиана за Христово исповедание, устами своими рубцы те облобызал, веруя, что лобзанием примет от них благословение. -Ф Вот каким воздержанием, и верой, и смирением блистал удивительный тот муж.

На следующий день, когда все епископы и царь собрались в одно место, на собор призвали Ария и его единомышленников, повелев ему прекратить свои учения. Были же учения этого нечестивого и треклятого такие. С- Не всегда Бог был Отцом, но было, когда Бог Отцом не был. Не всегда было Божье Слово, но оно возникло из не-сущего, ибо сущий Бог не-сущее создал . Потому было время, когда (Его) не было. Ведь Сын есть создание /212б/ и творение. Сын по сущности не подобен Отцу, и Слово не истинно и по природе 35 не является отцовским, /Б505/ и премудрость его не истинна, но 36 (Слово) есть одно из творений рождено. правильно 37 говорить "слово" и "мудрость", (потому что) оно возникло в собственном слове Отца, мудрость, ибо и все, и Его создал Бог 38. Поэтому Оно и изменчиво, и переменчиво по естеству, как и все словесное. Слово отстранено, и отчуждено, и отлучено от Божьей сущности. И не виден Отец Сыну: ведь Слово не знает Отца полностью /И342/ и не может Его видеть полностью. Ибо и собственной сущности 39 (Сын) не знает, поскольку является Сыном. Ведь ради нас сотворен был, чтобы Бог, пользуясь Им как орудием, /212в/ создал нас. И не появился бы, если бы Бог не захотел создать нас. Когда кто-то спросил их, может ли Божье Слово измениться, как изменился дьявол, они не побоялись сказать: "Да, может измениться, потому что изменчиво естеством, будучи сотворенным и созданным". -С

Р- Было бы несправедливо также умолчать о чуде, которое случилось во время собора. Ведь по славному 40 царскому повелению на собор прибыли также ученые в словах философы и риторы. Среди них был один эллин, который удивил всех, много порицая епископов в защиту Ария, так что многие подошли и с большим вниманием слушали спор. Ни один 41 же из епископов (того) мудреца и ритора опровергнуть, /212г/ который говорил так, что с легкостью всем собравшимся, искусно разъясняя то, что говорили. /Б506/ Как угря никто не может поймать, так и того философа, и никаким словом его нельзя было одолеть. Когда, казалось, его ловили , он изворачивался и еще сильнее противился высотою 42 ума, красноречием и многословием. Но Бог, чтобы показать, что не в слове Царство небесное, а в силе, (сделал следующее). Один человек из святых, киприанин родом и города Тримифунтского епископ, по имени Спиридон, из простого рода и не книжник в словах, попросил дать ему время для разговора с философом. Отцы же, /213а/ зная простоту его и некнижность, не позволяли ему, чтобы не был поруган грешниками. Но он, не слушая их, подошел к мужу и сказал:

- Во имя Иисуса Христа, послушай, философ, истинное учение. Тот же ему ответил:

- Если скажешь, послушаю.