«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Царь же, подивившись, повелел ему поклясться, а Арий, желая /Б510/ царя обмануть и от клятвы отказываясь, сказал:

- Я мыслю так, /214г/ как у меня написано.

Ведь окаянный записал свою веру на хартии и, за пазухой держа, клялся истинно, (что) так думает, как написано, то есть как он сделал. -С Ф- Когда [же] он поклялся, что не будет думать противоположно собору, отпустил его царь, сказав:

- Если правильна вера твоя, то клятва хороша, а если нечестива и извращена, скорее судит о тебе Господь Бог. -Ф

С- Вскоре и великому Афанасию Александрийскому царь повелел принять Ария к общению как уже раскаявшегося. А когда Афанасий не принял, хорошо зная Ариево злонравие, прогнал святого Афанасия от престола его, поверив клевете, которую на него ариане возвели. И не удивительно. -С /215а/

Ф- Ведь нередко /И345/ и божественные мужи, клевету на благочестивых без проверки приняв, обманывались в правде, благочестивых презирали скорби им чинили. Так и божественный Давид, обманутый рабом своим Сивой, который, на господина своего гневаясь 47, лживо наклеветал, что он стал на сторону противника и мучителя Авессалома, того мужа презрел и от себя прогнал 48, раба же того наследником сделал (2 Цар 16). Поэтому следует с большой тщательностью и проверкой исследовать обвинения и не верить обвинителям на слово, [276] даже если они вполне достойны 49 доверия. -Ф Поэтому-то и Никодим, беззаконных иудеев /Б511/ 50 и 51, сказал: "Судит ли закон наш /215б/ человека, если прежде не выслушает его и не узнает, что он делает?" (Ин 7.51).

11. Спорящие зломудрые 52 это хорошо объясняют, говоря так: И- Тайное пусть обнаружится 53, а суд пусть проверит обличения, а проверка пусть установит должное; установленное же пусть будет записано, записанное пусть будет утверждено, а утвержденное — подкреплено делами. И все споры пусть исчезнут 54 и пусть торжествует любовь. -И Итак, нельзя без тщательной 55 проверки опрометчиво выносить решения против обвиняемых, но (только) после многой проверки и тщательного исследования.

Как говорит Божье слово в "Постановлениях Апостольских": /215в/ П- Да будет судья нелицемерен, перед богатым не смущается и не утешает больше, чем следует, и бедного не щадит. "Не принимай, сказано, сторону сильного", и "бедного не жалей в суде" (Исх 23.3), потому что суд – Господень, -П и: " Правое праведно будет преследовать" (Втор 16.20) и "Не догонит 56 праведного неправда" (Прит 12.21). Поэтому не следует сразу же верить обвинителям без суда и проверки. П- Ибо бывает 57, что некоторые из зависти возводят клевету на какого-нибудь брата, [как два старца] на Сусанну (по Дан 13.36-40) [и египтянка на] Иосифа (Быт 39.14-18). Так что, если ты Божий человек, не сразу такое принимай, чтобы не погубить невинного и не убить праведного. -П П- Ведь сказано: "Не порази невинного, /Б512/ и праведного не убей, и даров не принимай, чтобы не поразить душу. Ибо дары /215г/ ослепляют глаза мудрых, и погибают 58 слова праведные" (Исх 23. 7,8). Если же нелицеприятно судите, то распознайте /И346/ клевещущего на ближнего своего и его лжесвидетельство и объявите его клеветником и лжецом, "сделайте ему (так), как он лукавствовал на ближнего своего, изгоните лукавство из себя самих" (Втор 19.19), по божественному закону Господню, поскольку на свою голову он убил брата, опередив уши судьи. Ведь писано: "Проливающий кровь человеческую да прольет кровь свою за кровь его" (Быт 9.6) -П и "Отринешь кровь невинную от себя" (Втор 219).

П- Итак, с великой тщательностью проверяйте обвиняемых, но прежде обвиняющего 59: какова жизнь его. И даже если он окажется добросовестным и заслуживающим доверия, /216а/ и тогда не верьте ему , ведь свидетельство незаконно по естеству 60, но привлеките других свидетелей, совестливых и подобных по поведению, чтобы " двух или трех свидетелей, - , праведных 61 - подтвердилось каждое слово" (Втор 19.15, 2 Кор 13.1). А зачем предлагаем изучить их поведение? часто бывает, что и двое и больше во зло свидетельствуют и согласно возводят ложное обвинение, как два старца [277] на Сусанну в Вавилоне (по Дан 13.36-4о), и сыновья беззаконных — на Навуфея в Самарии (3 Цар 21.13), и толпа иудеев на Господа в Иерусалим и на Стефана первомученика Его (Мк 14.56 сл). /Б513/ Так что да будут свидетели , разумны, добродетельны, суетливы, благочестивы; ведь свидетельство таковы /216б/ всегда надежно. А от других не принимайте свидетельства,