«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

74. Балаше.

75. Афинаиды.

76. чревом не шло - так и в основном тексте; это почти точная передача греч. dusenterikwV букв. "от расстройства внутри, в кишках"; в дальнейшем как термин: боль в кишках, кровавый понос, дизентерия. От того, что "чревом не шло", умерли также Зинон Исавр (И16 гл. 55, И405), Константин Погонат (И19 гл. 67), Феофил (И22 гл. 85) — тут в соот. с dusenterikwV; в основном тексте прелогы И501. См. комм. к И154.

77. Царьград - в основном тексте костянтинъ градъ. Это описательное наименование Константинополя (калька BasileuouVa PoliV "Царственный город"), издавна усвоенное на Руси (так в ПВЛ). То же гл. 66.5; гл. 75.2, гл. 86.13 Криницы, а также на И33925, И41010.

78. новыи. В Син12 леонъ великии - очевидная порча, так как получилось: "После Льва Великого царствовал Лев Великий" (редкий случай расхождения между сп1). В основном тексте Тр оуныи И40611 (в греч. по де Боору эпитета нет). То же на И7526.

79. Зинон Исавр был имп. сначала только на Востоке (474—475), с 476 г. на Востоке и Западе.

80. В основном тексте греч. и пер. (Унд, Эрм Э269а4) нет про глаза царя Анастасия, следовательно, это место Криницы соотносится с другим основным текстом. Анастасий был родом из Диррахия (на Балканах) и, по легендам, имел один глаз большой, а другой маленький. В Летописце Никифора: едино око ему мало, а другое велико - по [Пиотровская, 137], а также [Дъяч., 144].

И17

81. Принял христианство не Аламундар, а шейх Арефа.

82. Каваде I.

83. В основном тексте (И40919): "пресвитер Нового Града" (около Анапла).

84. селетнюрьскаго сана. Силенциарий - чиновник имп. консультативного совета (комм. М.И.Чернышевой в [Малала Истр., 414]).

85. •к• - потеря литеры; в основном тексте •kV•

86. Великую церковь — эпитет церкви св. Софии в Константинополе. Юстиниан построил новую церковь того же имени, что и разрушенная.

87. Сыном Константина Великого.

88. О Пятом соборе - на этих словах прерывается основной текст по сп1. Далее (И41217-И572) Криница соотносится с основным текстом по сп2 Унд.

89. зло - в Син мозоли С13, в основном тексте Тр боубона рекше мозоль в соот. с boubwnoV "бубонная чума". Откуда зло? Порча первичного мозоли или осмысление чумы как зла?

90. Так в основном тексте греч., в основном тексте пер. "10 тысяч".

91. В Тр слово крест отнесено к основному предикату (прич. "ходя" опущено), получилось: се крест явися некомоу во сне, что противоречит исходному смыслу.

92. светильница - в основном тексте грецизм с глоссой: лампада рекше блистаница.

93. Народовластие: людии имание в соот. с dhmokratiai мн. Б64313. Речь идет о народном восстании в янв. 532 г. под девизом Ника ("побеждай!"). В это время сгорела церковь св. Софии.