«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
И17
81. Принял христианство не Аламундар, а шейх Арефа.
82. Каваде I.
83. В основном тексте (И40919): "пресвитер Нового Града" (около Анапла).
84. селетнюрьскаго сана. Силенциарий - чиновник имп. консультативного совета (комм. М.И.Чернышевой в [Малала Истр., 414]).
85. •к• - потеря литеры; в основном тексте •kV•
86. Великую церковь — эпитет церкви св. Софии в Константинополе. Юстиниан построил новую церковь того же имени, что и разрушенная.
87. Сыном Константина Великого.
88. О Пятом соборе - на этих словах прерывается основной текст по сп1. Далее (И41217-И572) Криница соотносится с основным текстом по сп2 Унд.
89. зло - в Син мозоли С13, в основном тексте Тр боубона рекше мозоль в соот. с boubwnoV "бубонная чума". Откуда зло? Порча первичного мозоли или осмысление чумы как зла?
90. Так в основном тексте греч., в основном тексте пер. "10 тысяч".
91. В Тр слово крест отнесено к основному предикату (прич. "ходя" опущено), получилось: се крест явися некомоу во сне, что противоречит исходному смыслу.
92. светильница - в основном тексте грецизм с глоссой: лампада рекше блистаница.
93. Народовластие: людии имание в соот. с dhmokratiai мн. Б64313. Речь идет о народном восстании в янв. 532 г. под девизом Ника ("побеждай!"). В это время сгорела церковь св. Софии.
94. Мужчины - восстанавливаем по основному тексту.
95. Гомилия Кирилла Александрийского [Кир. Алекс. Евн., 19].
96. Так в греч.; в Тр •г• - потеря литеры, в основном тексте пер. "20 лет".
97. Софианас: софеносе — дворец в Константинополе; в основном тексте "пристанище" И426.
И18
98. В основном тексте И427 и Б656 (царствование Тиберия) о золотых одеждах нет.
99. Заголовок в Тр сильно испорчен: о какомь соуде фока испроси у ираклиа свои животъ по правде зде изврещи и не соответствует содержанию гл. 62.2 в основном тексте: Фока был отдан толпе и растерзан ею.
100. Ираклий - восстанавливаем по греч.; в Тр аркадий. Ираклий – старый военачальник, правитель Карфагена.
101. С синодом.
102. Хосров II. В Тр федоръ, къ федорови, в Син феодоръ С14. В войне с Хосровом II участвовал (на стороне Византии) и Феодор - брат Ираклия.
103. По историческим источникам, у Хосрова было два отряда, в Халкидоне осел не Саин, а Сарвазар.
104. Якобитами. Монофелиты "единовольные" (monoV "единственный", qelhma "воля") стали называться яковитами после смерти своего сирийского организатора эдесского еп. Якова Барады (541—578). Учение монофелитов представляло собой официальный компромисс ортодоксальных и монофиситских взглядов: у Христа две природы, но одна воля и энергия (Бого-Человек). Монофелитство осуждено на шестом Вселенском Соборе 680-681 гг. См. [Аверинцев 1989, 36].
105. В основном тексте нет имени племянницы и рассказа о ее сыновьях. В Ко нет всего фрагмента.
106. В Тр •д• , а номер "64" поставлен ниже, на месте подглавы 4 этой главы (рассказ Злат.). В Син •зд• С17.