«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

94. Мужчины - восстанавливаем по основному тексту.

95. Гомилия Кирилла Александрийского [Кир. Алекс. Евн., 19].

96. Так в греч.; в Тр •г• - потеря литеры, в основном тексте пер. "20 лет".

97. Софианас: софеносе — дворец в Константинополе; в основном тексте "пристанище" И426.

И18

98. В основном тексте И427 и Б656 (царствование Тиберия) о золотых одеждах нет.

99. Заголовок в Тр сильно испорчен: о какомь соуде фока испроси у ираклиа свои животъ по правде зде изврещи и не соответствует содержанию гл. 62.2 в основном тексте: Фока был отдан толпе и растерзан ею.

100. Ираклий - восстанавливаем по греч.; в Тр аркадий. Ираклий – старый военачальник, правитель Карфагена.

101. С синодом.

102. Хосров II. В Тр федоръ, къ федорови, в Син феодоръ С14. В войне с Хосровом II участвовал (на стороне Византии) и Феодор - брат Ираклия.

103. По историческим источникам, у Хосрова было два отряда, в Халкидоне осел не Саин, а Сарвазар.

104. Якобитами. Монофелиты "единовольные" (monoV "единственный", qelhma "воля") стали называться яковитами после смерти своего сирийского организатора эдесского еп. Якова Барады (541—578). Учение монофелитов представляло собой официальный компромисс ортодоксальных и монофиситских взглядов: у Христа две природы, но одна воля и энергия (Бого-Человек). Монофелитство осуждено на шестом Вселенском Соборе 680-681 гг. См. [Аверинцев 1989, 36].

105. В основном тексте нет имени племянницы и рассказа о ее сыновьях. В Ко нет всего фрагмента.

106. В Тр •д• , а номер "64" поставлен ниже, на месте подглавы 4 этой главы (рассказ Злат.). В Син •зд• С17.

107. В основном тексте племянница не упоминается. Константин был болезненным сыном Ираклия от первой жены. Правили же в действительности этот Константин и Ираклеон - сын Ираклия от племянницы Мартины. Содержательные расхождения Криницы с основным текстом - свидетельство ее независимости от данного основного текста.

И19

108. Ираклеон - сын Ираклия и Мартины, брат Константина (по отцу), два раза упомянутого в данном заголовке.

109. В основном тексте патриарх Павел в этой главе не упоминается.

110. В пер. по коньсте... костянтинъ, что неверно. После Константа (II) действительно был Константин (IV), но это содержание гл. 67. В гл. 66 речь идет о Константе II.

111.•зг• - ошибка переписки; годы правления Константа: 641-668; в основном тексте "27 лет".

112. Бохмичи - волжско-булгарская огласовка имени "Мухамед"; отмечено в [Истр. ІІ, 291] как примета рус. происхождения пер. Строкой выше это имя написано в греч. огласовке (из сп2): о Махмете.