«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

М- А после Ромула город Рим ипатами 82 и стратигами обустраивался и сохранялся, 466 лет. Среди них был /Б24/ стратиг по имени Маллий. И позавидовал его храбрости один боярин по имени Февруарий, и убедил 83 бояр изгнать /25в/ Маллия из города. После этого 20 (числа) месяца, называемого секстилием, галлы 84, придя, ночью захватили город Рим и многих убили. А бояре, узнав о захвате города, бежали и просили стратига Маллия о помощи. тот, собрав большое войско и захватив галлов, всех посек. /25г/ Потом Маллий захватил власть в Риме и, скорбя о бедствии города в секстилии месяце, сократил дни месяца; так как злосчастным он стал для города Рима, он отменил его имя, чтобы не называли его так. Схватив врага своего Февруария, и все имущество отняв у него, и раздев его донага, завернул его в плетеную рогожу, и перевязал веревкой, и приказал жезельникам 85 бить его и говорить: "Уйди, Февруарий". И так, с позором изгнанный из Рима, убит был. А секстилии месяц февралем 86 назвал, потому что злосчастный /26а/ месяц достоин называться именем Февруария. -М /И42/

Глава 21

М- А после вышеупомянутого Артаксеркса, царя персидского, царствовал Ох 87, сын его. Этот напал на Египет, /Б25/ захватил его полностью разрушил. В то время в Египте царствовал Нектонав, который волхвованием на медном блюде предузнал египетскую гибель. Сбросив царскую одежду, он один бежал в Македонию, и обманы какие-то и волхвования египетские показывал, и предсказывал будущее. И благодаря этим обманам /26б/ известен стал Филиппу и Олимпиаде, жене его, . И так с помощью злых козней он сошелся с нею 88 и родил Александра царя. -М

Глава 22

М- В Македонии царствовал Филипп, 20 лет (359-336). Он покорил Фессалию, где город построил, назвав его Селунь 89. -М /26в/

Глава 23

М- после Филиппа царствовал в Македонии Александр, сын его (336-323), при котором и Дарий, (сын) Арса 90, после Оха 91, владел всеми. -М [48] М- А на четвертый год царствования его поднял Бог на ассирийцев, и персов, и мидян, и парфян Александра, македонского царя, который пошел войной на Дария, царя персидского. И, придя в Византий, город в Европейской стране, он построил там место, где войско свое подготовил, /Б26/ назвав место то Стратигий. И, выйдя оттуда, и переправившись через море, и воинам своим много золота дав, назвал место то Златоград. И с многою силой бросился, как пардус, на восточные страны и города. -М

И- И, Тир захватив, послов послал к иудеям, прося помощи против персов; они же отказали ему в просьбе, Дария боясь, /26г/ так как были под рукою его и договор имели не воевать с ним. Разгневавшись, Александр двинулся на Иудею. -И

Глава 24

И- Архиерей же Иаддус, по Божьему откровению в ризы иерейские облачившись, чтобы удивить Александра и вызвать доверие, вышел ему навстречу. -И И- Был же архиерей одет по-старинному вот в какую одежду .-И В подир 92 облачился, то есть ризу, позолоченную сверху донизу, и поясом препоясался, пурпуром, и виссоном, и гиацинтом 93, и золотом расцвеченным /27а/ и украшенным. По подолу /И43/ были пришиты кисти, а между ними золотые колокольцы. Ведь : "По подолу нижней 94 одежды сделали бахрому, как бы из цветущих кистей, из гиацинта, и из пурпура, и из черви 95, и виссона сотканных 96, и, сделав колокольцы из золота чистого, пришили их между кистями бахромы" (Исх 39.24-25) кругом по подолу. Облачился же и в другое одеяние из виссона, и гиацинта, и пурпура, и черви, и золота, и всякой красотой 97 /Б27/ украшенное и затканное, и до бедер доходившее, и поясом, подобным первому поясу, подпоясанное, Ф- которое наплечник и ефод называется. Поэтому Акила 98 эпендитом 99 назвал. -Ф На обоих плечах его прикреплены были сардониксы в оправе из чистого золота и еще двенадцать драгоценных камней непостижимой для человека ценности и тоже /27б/ в золотой оправе, четырьмя рядами с двух сторон расположенные, в каждом ряду по три камня. Удивительное богатство 100 являли они взору. "В первом ряду были сардоникс, топаз и смарагд, во втором – карбункул 101, яспис и сапфир, в третьем - лигурион, аметист и агат, в четвертом - хризолит, оникс и берилл 102 (Исх 28.17-20). И на них на всех имена патриархов написаны, на каждом камне — имя старейшины рода. И- Был на том ефоде на груди четырехугольный кусок, пядь в высоту и пядь 103 в ширину, теми же цветами, что и ефод, расцвеченный. Этот ефод по-еврейски [фо]эссин называется, что значит "словесное", или "явленное", потому что на нем Бог /27в/ идущим на войну проявлял победу. Если камни на нем начинали сверкать особенно ярким блеском – войско [49] не будет побеждено. -И Особенное же /Б28/ знамение давал камень адамант 104, потому, что благодаря ему воины узнавали, что Бог придет к ним на помощь. А- В середине же его была звезда целиком золотая, с обеих сторон от нее смарагды 105, по шесть в каждом ряду, на которых были написаны (имена) двенадцати колен Израиля, а между двумя (рядами) смарагдов камень адамант. Так что когда иерей хотел вопросить Бога, он привязывал наплечник посреди груди подкладывал под него руки, расположив ладони как дощечки. -А

Поэтому Саул, спеша начать войну, сказал иерею: "Сложи руки свои (1 Цар 14.19) /И44/ /27г/ и возьми ефод 106" (1Цар14.18). потом, глядя на ефод, он задавал вопросы Богу, особенно внимательно следя за камнем адамантом, который менял окраску , являя людям будущее: если он черным становился – то смерть, если красным становился - то пролитие крови, если белым - являл перемену 108 Бога. И к этому были буквы из чистой меди сделаны, для каждого знака еврейской азбуки, которые иерей приносил Богу, и, положив их на ефод, задавал вопросы. Знаки тотчас же поднимались Божьим движением, ясно показывая благосклонность /Б29/ или неблагосклонность Божию. Так, если вопрос и дело были по воле Божией, то поднимались только означающие, что Он хочет, чтобы так было. Если не по воле Его /28а/ было, поднимались только знаменующие "нет". Так же и при других вопросах 109 к Господу: знамения были ясными и отчетливыми, если (люди) полностью угодны Ему были. Если же Он гневался , то ничего им не отвечал, ни через эти знаки, ни через Божье откровение, ни пророчеством. Потому сказано: "Увидел Саул полк иноплеменников и ужаснулся, сердце его немало. И вопросил Господа, и не ответил ему Господь, через откровение, пророков. И не было ответа ему. тогда сказал Саул предстоящим 110 перед ним: "Сыщите мне женщину чревовещательницу" (1 Цар 28.5-7).

На голове же он носил клобук златотканый, который "митра" и "кидар" называют. А с него и пластина золотая шла на темя его, на которой буквами священными было изображено Божье наименование 111, как Он явил Божье имя Моисею, говоря: "Я есмь Сущий" (Исх 3.14). Ф- У евреев же оно /28б/ зовется "неизреченное", так как им запрещено выносить его на язык. Записывается же четырьмя буквами, потому и "четырехбуквенным" его называют. А самаритяне называют его /Б30/ "иаве", иудеи же "аийа". -Ф

Итак, четыре цвета иерейской одежды иносказательно обозначали четыре стихии, из которых все устроено. Облачаясь в них для тайны [50] иносказания и в Святое входя, архиерей через них молил Вседержителя 112 Бога. Ибо виссон обозначал землю, гиацинт - воздух, пурпур - воду, червленое - огонь. И одно было видно, а другое подразумевалось. /И45/ Ведь так и скиния свидетельства внутри и Ф-покров имела из /28в/ тканей пестрых и в разные краски окрашенных. Одно было пурпурным, другое – красным или червленым 113, гиацинт желтое 114, а виссоновое имело белый вид. Это, говорят 115, символы четырех стихий, потому что гиацинт подобен воздуху, красное же или червленое - огню, пурпурное означает море, так как в нем живут улитки, от которых бывает такая окраска, а виссон - землю, так как на ней произрастает. Итак, Бог облачил иереев во всевозможные красоты, чтобы люди дивились, а сами иереи учили(сь), как подобает душу украшать и в красоту добродетели одевать. -Ф /Б31/

И- Так и теперь, в таком одеянии и славе, вместе с остальными иереями с множеством горожан, архиерей, сделав эту встречу, в отличие от других народов, достойной святости 116, /28г/ на наилучшее место 117 встал, откуда более (всего) видна была вся красота 118 церковная. И увидел Александр издали людей в белых одеждах, а впереди их иереев из виссона, то есть полотна, в порядке чинов и в красоте, а архиерея в гиацинтовом с золотом наряде и с кидаром на голове, и с золотой пластиной на нем, на которой, как говорилось, Божье имя написано. И, пораженный необычным зрелищем, Александр, с колесницы соскочив, один подошел и поклонился Божьему имени и приветствовал архиерея. И все иудеи вместе с архиереем чистосердечно и искренне его приветствовали. /29а/ А цари сирийские и прочие дивились, думая, что Александр повредился рассудком. А Пармениону стратигу, который больше всех удивлялся и негодовал на Александра за то, что как простой 119 поклонился, ответил Александр: