«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Глава 2

Достигнув 500 лет, Ной родил Сима, Хама, Иафета (Быт 5.32), а через 100 лет после рождения своих трех сыновей, в возрасте 600 лет, взошел в ковчег, и наступил потоп на земле. А на 601 году своей жизни он вышел из ковчега и после потопа прожил 350 лет и умер, всего прожив 950 лет (Быт 9.28).

Потоп же продолжался 40 дней, и вся земля покрылась водою за 120 дней. На 15 локтей 9 выше самых высоких гор поднялась вода (Быт 7.20). Остатки ковчега в доказательство случившегося доселе находятся /35в/ на горе Араратской 10, между Армянской, и /И55/ Парфянской страной, и (А)диавенской землей, ибо он из дерева негниющего, а именно из кедра, был сделан. Ведь сказано: "И сказал Господь Бог: не отдохнет дух Мой на человеках сих, ибо плоть. Пусть будут дни их 120 лет" (Быт 6.3).

[59] И Писание добавляет, говоря: "И сказал Бог Ною: Время всякого человека вышло предо Мною, ибо наполнилась земля неправды от них. И вот, /Б48/ Я истреблю их и 11 землю" (Быт 6.13). Однако, сократив их жизнь до 120-ти лет и увидев, что грехи преумножаются и растут, не сдержал слова, но, сократив срок до 100 лет, на всех навел потоп. Поэтому сказал: "(Ты же) 12 сделай ковчег из брусьев негниющих, четырехгранных. Отделения сделаешь в ковчеге и просмолишь смолою внутри и снаружи. И так сделаешь ковчег: 300 локтей в длину, и 50 локтей в ширину, /35г/ и 30 локтей в высоту, делая, сделаешь ковчег и до локтя сведешь его вверху. Дверь же сделаешь сбоку, второй и третий (ярус) пристрой ковчегу" (Быт 6.14- 16). Некоторые из эллинов, однако, восприняв 13 сказанное, считают невозможным, чтобы в ковчеге, имеющем 300 локтей, вместилось так много различных животных. не знают эти якобы мудрецы, невнимательно и невежественно изучающие божественное слово, что писатель, будучи землемером из Египта, - ведь : "И научился Моисей всей премудрости египетской" (Деян 7.22),- говорил о землемерческом локте 14, который, как говорят, равнялся одной большой сажени. Ведь землемерие, как говорят, первыми изобрели и записали египтяне, научившись ему при разделе больших просторов. Другие переняли от них. /36а/ Поэтому их называли в древности 15 мудрыми и разумными, за эту удивительную науку и премудрость.

Кроме того, [есть] другое /Б49/ явное свидетельство о потопе, как говорит Иосиф 16. Ведь и по сей день на высоких и недоступных горах встречаются остатки земли и моря: улитки, раковины, устрицы и тому подобное свидетельствуют о страшном всемирном потопе, при праведнике этом бывшем и ставшем для него причиной многого уныния и скорби, трудностей и превратностей.

О нем говорит и божественный Златоуст: З- и среди всеобщей погибели /И56/ один угождал Богу, в то время как все остальные утонули 17. И тысячи других 18 скорбей он претерпел и множество зол. Ведь целый год он жил как бы в необычайной и страшной темнице, ничем другим не питаясь, кроме как бывшими с ним 19. Не буду говорить о множестве зверей /36б/ и гадов, с которыми он столько времени жил, одержимый такой скорбью 20, - как он мог 21 страдать от ударов грома и от множества дождевых струй? Ведь одна бездна разверзалась снизу, другая низвергалась сверху, а он сидел внутри один со своими сыновьями. Хотя он и надеялся на окончание, но из-за нагромождения несчастий умирал от страха. Если мы, имея [дома], прочно стоящие на земле, живя в городе, тем не менее падаем духом и устрашаемся, когда видим, что низвергается дождь немного сильнее /Б50/ обычного, - так что же вытерпел он, находясь внутри и ощущая себя в этой страшной бездне среди тонущих всех родов? Довольно ведь городу или одному [60] дому погрузиться в воду и скрыться /36в/ в волнах, чтобы потрясти душу. А когда это случилось со всем миром? Невозможно выразить, в каком состоянии был носящийся посреди бури. И таким страхом он был охвачен целый год. Когда же потоп прекратился, страх отступил, но его охватило сильное уныние, и он испытал пророчество, которое высказал Амос о дне Господа: "Как если избежит человек пасти львиной – и нападет на него медведь 22, и вбежит в дом свой и упрется руками своими в стену — и ужалит его змея" (Ам 5.19). Когда он вылез из ковчега, от смрадной и тесной темницы избавившись, другая буря встретила (его), не меньшая, чем прежняя, потому что он увидел опустошение и тела погибших неизбежной смертью, смешанные с илом и грязью; и все вместе: и люди, и скот 34 их, и достойное племя - /З6г/ покоились или, лучше сказать, были свалены в единой жалкой могиле. Хотя погибшие и были великими грешниками, Ной все же был человеком скорбеть о своих соплеменниках. Во время потопа он был стеснен 24 огромным количеством воды, одиночеством, состраданием к своему роду, большим числом погибших, /Б51/ способом их кончины, запустением земли, а прежде его со всех сторон теснила бездна злобы и лукавых людей обрушивались сильнее, чем волны. Ведь праведник, оставшись один среди этого множества, терпел много издевательств, насмешек [и много нападок] от тех заблудших /И57/ и скверных людей, особенно же когда о ковчеге и об этом надвигающемся на них бедствии . -З Все 100 лет, пока строился ковчег, он каждый день ясно возвещал об этом, но, , никто ему /37а/ не верил.

А Сим, через два года после потопа, будучи 102 лет, родил Арфаксада, и после этого жил 500 лет, и умер, всего прожив 602 года.

А Арфаксад в возрасте 132 лет родил Каинана, и после этого жил 403 года, и умер, всего прожив 538 лет 25.

А Каинан, будучи 137 лет, родил Салу, и после этого жил 330 лет, и умер, всего прожив 467 лет. /Б52/

А Сала, будучи 130 лет, родил Евера, и после этого жил 430 лет, и умер, всего прожив 503 лет (Быт 11.10-14).

Глава 3

, прожив 134 года, родил Иектана и Фалека. При нем, как говорит Иосиф 26, говоривший на одном языке род человеческий собрался в одно место, называемое Сеннаар, и там замыслил столп до неба построить, а около него город Вавилон, что означает смешение 27. Но дело их незавершенным разметано было, так как бездумно начали они высокое здание.

Они же первыми построили корабль - так как видели устройство ковчега - и по воде /37б/ плавать научились.

[61] Когда все они сошлись для построения столпа и города, у них было 72 старейшины. Один Евер не присоединился к их безумному делу. Л-Поэтому, смешались языки всех собравшихся там [и на] 72 языка по числу князей своих они разделились и рассеялись, гонимые каждый к своему языку Духом и праведным гневом, одного Евера Бог не лишил первоначального языка. /Б53/ Поэтому сохранившие первоначальный язык, называемый еврейским языком по имени правителя в их племени евреев, по отцу, истинно евреями названы были. -Л