«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

А что еврейский язык был у тех, кто от Адама, ясно из того, что после этого и племя Авраама, происходящее , (им) пользовалось 29; ясно /37в/ и из того, что после этого второй Адам, Христос, как и первый Адам, еврейский язык использовал, например: "еффафа" 30, "талифа куми" 31, "ламма савахфани" 32 и другое. Л- К тому же и имена древних - ясное доказательство 33, что этот язык был до смешения; ведь ни на одном языке значение их не разъясняется 34, (а) на нем искомое /И58/ толкуется. Например, имена Адама и других ни на одном языке не истолковываются, кроме еврейского языка. -Л Кто по незнанию оспаривает это, считая, что не 35 еврейский язык первым был, а сирийский, пусть выслушает мудрейшего и ученейшего Оригена, который в толковании на Иова говорит: "Так толкуется в книгах сирийских". И далее: "Он называет еврейский язык сирийским, потому что в древности Иудейскую /Б54/ землю /37г/ Сирией именовали и палестинцев сначала сирийцами называли".

А- Итак, столп, строившийся 40 лет 36, из-за смешения остался незаконченным, и Бог сильным ветром разрушил его. И между Ассирией и Вавилонией и до сего дня сохранились остатки его. -А

Фалек же, достигнув 130 лет, родил Рагава, потом жил 209 лет и умер, всего прожив 339 лет (Быт 11.18).

Так что от Адама до потопа 2262 года, а от потопа до смешения (при) столпотворении и до смерти Фалековой считают 536 лет, когда произошло разделение, или рассеивание, сыновей Ноевых и их потомков. Поэтому меропы зовутся, то есть разделившиеся 37, от разделения языков и от разделения земли. И вот, Сим родил Елама, и Ассура, и Арфаксада, и Луда; а Хам - Хуша, и Месрема, и Фута, и Ханаана; /38а/ , и Фиру, Иована, /Б55/ Елису, и Фувала, и Мосоха, и Мадаю (по Быт 10.22, 10.6, 10.2), от которого мидяне произошли, владевшие Вавилонией. Страна Мидия названа была по существу и по замыслу 38.

Глава 4

Итак, после смешения и разрушения столпа призвали три сына Ноя всех родившихся от них и дали им список стран , с [62] именами их 39, который они от отца получили, где каждому, и коленам их, и родам определялись местности, и области 40, и страны, и острова, и реки - кому что будет принадлежать. [И] перворожденный сын Ноев Сим наследует лежащее к востоку: от Персии и Бактрии до Индии и Ринокуры; /38б/ а Хам - лежащее к югу: от Ринокуры до Гадиров, а Иафет - лежащее к 41: от Мидии до Гадиров.

Доставшиеся Симу страны таковы: Персия, Бактрия, Гиркания, Вавилон, Кордуена, Ассирия, /И59/ Месопотамия, Аравия Древняя, Элимаида, Индия, [А]равия Сильная, Келесирия 42, Коммагена, вся Финикия и река Евфрат.

Хаму же - Египет, Эфиопия, обращенная к Индии, другая Эфиопия, откуда берет начало Эфиопская река Чермна 43, текущая на восток, Фиваида, Ливия, простирающаяся до Кирены, Мармарика, Сирт, /Б56/ другая Ливия, Нумидия, Массурия, Мавритания, находящаяся напротив Гадир; к имел, , Киликию, Памфилию, Писидию, Мисию, Ликаонию, /38в/ Фригию, Камалию, Ликию, Карию, Лидию, еще одну Мисию, Троаду, Эолиду, Вифинию, древнюю Фригию, а также острова Сардинию, Крит, Кипр и реку Гион 44, называемую Нилом

Иафету же - Мидия, Альбания, Армения Малая и Большая, Каппадокия, Пафлагония, Галатия, Колхида, Боспория, Меотия, Дервия, Сарматия, Таврия, , Скифия, Фракия, Македония, Далмация, Молоссия, Фессалия, Локрида, Беотия, Этолия, Аттика, Ахайя, Пеления, то есть Пелопоннес, Аркадия, Эпиротида, Иллирия, Лихнития, Адриакия, возле которой Адриатическое море. Он получил также острова: Британию, Сицилию, Эвбею, Родос, Хиос, Лесбос, Киферу, Закинф, Кефалинию, Итаку, Керкиру и часть , которая называется Ионией, и реку Тигр, протекающую между /38г/ Мидией и Вавилоном. /Б57/

После того, как они это унаследовали, Хамов сын Ханаан, увидев, что земля, прилегающая к Ливану, прекрасна и плодородна и намного лучше его собственной земли, силой захватил ее, а наследников Сима изгнал. И так вся земля обетованная . Поэтому Праведный Судия впоследствии возвратил ее сынам Израилевым, потомкам Сима, через Иисуса Навина, как и было провозвещено Аврааму. "Ибо праведен Господь возлюбил правду" (Пс 10.7).

Рагав же, будучи 132 лет, родил Серуха, и после этого жил 207 лет, и умер, всего прожив 330 лет 45.

[Серух же, будучи 30 лет, родил Нахора и после этого жил 200 лет, и умер, всего прожив 230 лет (Быт 11.20)]. М- Он положил начало эллинскому учению о древних и храбрых полководцах, совершивших какие-либо добродетели мужества, памяти достойные. Он почтил их кумирными столпами как совершивших некое благо. После этого /И60/ люди, не зная замыслов предков, почитавших прадедов /Б58/ только ради [63] памяти об их добрых делах, /39а/ стали чтить их и приносить им жертвы, как будто они небесные боги, а не смертные люди. -М Нечестивость их обличая, Соломон говорит: "Недавно почитаемого (как) человека теперь в чести признали 46" (Прем 14.20).

Более ясно и обстоятельно 47 их беззаконие 48 и безбожие изобличая, великий Афанасий 49 говорит вот что: А- Так как в этом проявляется порочность их мыслей, то нужно, чтобы истина церковного знания воссияла. Ведь зло не от Бога и не в Боге, и оно не есть какая-либо сущность. Однако некоторые люди, представление о добром, начали выдумывать и создавать несуществующее по (своему) хотению. Ибо как если , несмотря на сияющее солнце, смежив глаза, тьму себе вообразит затем, как во тьме блуждая и двигаясь, все время спотыкается, приближаясь к пропасти, думая, что (крутом) не свет, а тьма, так и душа человеческая, закрывая мысленное око, которым она может видеть Бога, сама себе выдумала зло. Ведь она создана для того, чтобы видеть Бога и через Него просвещаться, она же вместо /39б/ нетленного Бога взыскала тленных [и темных] дел, как писано: "Бог сотворил человека благим 50, они же взыскали многих помыслов" (Екк 7.29). -А

А- Итак, когда люди, беснуясь, выдумали не-существующее 51 зло, /Б59/ они и не-существующих богов себе сотворили. Ведь как тот, кто, в глубину войдя, уже не видит ни света, ни того, что видно при свете, - из-за того, что глаза его и залиты водой, и, только то, что в глубине, считает, что кроме этого ничего не существует 52, - так же и древние люди, погружаясь в плотское желание и вымыслы и забыв разумение Божьей славы, явления в богов превратили, славя тварь вместо Творца 53. , (как) ранее сказано, в глубину уходят, тем больше видят тьмы и глубины, - так стало и с человеческим родом. Ибо не только пребывали в заблуждении и идолослужении, но, не /39в/ остановившись на прежнем, ни с таким же рвением, как и раньше, изобретали себе новые злобесия, не насытившись первоначальным злом. -А А- люди, нисходя в понятиях и помыслах им своих, честь и славу Божию воздали небу, и солнцу, и луне, и звездам 54. Затем, еще более спустившись в темноту помышлений, эфир и воздух 55 и то, что в воздухе, богами называли. Продвинувшиеся в пороках, уже и стихии, начала, составляющие тела: теплую, и прохладную, и влажную, и сухую сущности богами нарекли. 56 А служители 57 нечестия называли богами людей, как еще живых, так и уже умерших. Они перенесли Божье имя не только на людей, и /Б60/ скотину, и гадов, земных и водных, но и на то, что вовсе не существует, и на кажущееся, показав уже нечестивость, которую избрали. Разумное /39г/ к неразумному примешав и неподобное к природе приложив, как богов прославили, каковы у египтян [64] песьеголовцы, и змееголовцы, и ослоголовцы, а у ливийцев так называемые овноголовцы. И Псыня 58, и Харибда, Кентавр 59, о которых рассказывается в баснях, - выдумки. -А А- Распространяя же нечестивость, сделали богами и сластолюбие, и вожделение, которым, назвав Дием и Афродитой, поклонялись им 60. К тому же и правителей своих, из почтения к начальствующим или страшась их угнетения, как богов почитали. Например, на Крите почитался Зевс, в Аркадии - Гермес, в Индии - Дионис, в Египте - Исида и Осирис, а ныне - отрок Адриана, римского царя, Антиной. Ведь Адриан, придя в Египет и увидев, что Антиной, служитель его наслаждения, умер 61, повелел поклоняться ему, поскольку и после смерти любил этого отрока, /40а/ с которым творил блуд и похоть. -А