«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Однако поэты говорили, , что Зевс посылает дождь, но они же говорили, что он прелюбодей, и растлитель отроковиц, /Б72/ и отцеубийца, и (приводили) другие, не меньшие, чем эти, обвинения, . Следовательно, и дождь не посылает. Ведь если ты это принимаешь, то нужно и то принять, /44а/ если же то отвергаешь, - и это вместе с тем (отвергай).

Если же оставишь поэтов, как творцов выдумок и в иносказания вчитаешься, то скажу тебе следующее: что есть Зевс? Согревающая, говорят, сущность, и часть выше воздуха, которая эфир 104 называется, так как согревает и жжет, следовательно, не является ни словесной, ни разумной, но бессловесной. А что естество воздуха бессловесно, всякому ясно. Если же Зевс есть воздух, а воздух бессловесен и неразумен, то вот и разъяснение басни. Ибо воздух никому не был отцом и не родил никакой сущности, как это сочиняют поэты и создатели басен. Солнце называют Аполлоном и утверждают, что он является его сыном. А ведь солнце не имеет ни смысла, ни знания, ни разума, но и оно есть природное дело, которое движется и вращается по закону, как искони повелел ему Бог. Далее, и дождь не от воздуха, а от облаков, берущих воду или у моря, или от вод, возносимых /44б/ им вверх, или от вод, которые выше небес, как говорит истинная правда через божественных пророков. И, как солнце, воссияв, прогоняет тьму, так и Божье явление разогнало тьму идолобесия и явно отогнало прекословия, глупость и болтовню всех философов, [как писано]. И о полном уничтожении идолов: "И будет, в /Б73/ тот день, говорит Господь Саваоф, Я истреблю имена идолов с земли и не будет памяти о них" (Зах 13.2); о /И69/ пустословии философов: "Уловляющий 105 мудрых в [70] лукавстве их. Господь знает помыслы мудрецов, что они суетны" (1 Кор 3.19-20 из Иов 5.13; Пс 93.11).

А- К тому же , служа идолам, эллины и варвары, как сказано, друг на друга крамолу возводили, жестоки и немилосердны были к своим близким. Ведь невозможно было без оружия ни сушей, ни морем передвигаться из-за непримиримых взаимных войн; всю свою жизнь проводили они с оружием, [и меч служил] им вместо посоха /44в/ защитой и опорой. Ныне же, когда они перешли в учение миротворца Христа, теперь-то, удивительным образом уразумев истину и покаявшись , они поистине отказались от жестокости убийства и уже не помышляют о крамоле, но, ведя войну с бесами с помощью добрых нравов и добродетельных деяний, победили, открыто ополчившись против. О каковых и писано, что "перекуют мечи свои на орала и копья свои на серпы, и не поднимет народ на народ меча" (Ис 2.4), и прочее. -А

Федорит говорит о них так: Ф- эллины внимательно прочитали эллинскую историю, они, , узнали бы, что и высокой 106 своей науке, и многим искусствам эллины научились от евреев. /Б74/ говорят, что землемерие [первыми] изобрели египтяне, звездословие и наука о рождении считаются халдейским изобретением, а арабы и фригийцы первыми придумали гадание по птицам. -Ф /44г/

Н- А приносить богам жертвы придумали 107 халдеи или киприане, - они отличаются, будучи племенем персидским. Астрономию 108, говорят, первыми изобрели вавилоняне, благодаря Зороастру, от которых переняли [египтяне]. А землемерию египтяне научились в древности от неизмеримости земли и разделения земель, и, записав, передали другим. Волхвование же, колдовство и (науку о) снадобьях изобрели мидяне и персы, а (эти) отличаются 109 одно от другого.

Волхвование - вызывание бесов, якобы творящих добро ради какого-то благого дела, как, например, предсказания Аполлония Тианского 110, делавшиеся для блага. . Потому и колдовство называется, из-за сотворения зла 111 и рыданий, которые бывают у могил. /И70/ А (наука о) снадобьях - когда дают какую-нибудь смертоносную смесь кому-нибудь выпить для любви. Также и гадание бывает /45а/ по птицам, /Б75/ по болоту 112, [по жилищу, по дороге,] по руке. Птицегадание - это у египтян; когда птицы направляются вперед или назад, вправо или влево, то говорят: сбудется. По движению — когда дергается правый или [левый] глаз, или плечо, или бедро, или свербит на ноге, или в ухе звенит, то говорят: то-то тебе сбудется. По дому же гадание - когда по случающемуся в доме скажет кто-либо: то-то сбудется, например, если на кровле появится ласка, или змея, или муха 113, или прольется масло растительное, или мед, или вино, или зола, [71] или треск будет в дереве, или иное что, то говорят: то-то предсказывает. Дорожное же - когда кто-то истолкует то, что у всех на пути, говоря: если тебе встретится такой-то человек или несущий , то тебе случится то-то. А гадание по руке - когда, изучением рук изучив руку, говорят: ему будет /45б/ вот это. -И

Ф- А буквы финикийцы изобрели, утверждают эллины, и Кадм первым привез грамоту в Элладу; врачеванию же, говорили они, положил начало египтянин Апис, который есть вол Хруша, Асклепий развил (это) искусство. (Но) прежде всех их евреи были. -Ф

Ф- Так и /Б76/ различающиеся учениями различное утверждали: - что видимое рождено, же - (что) не рождено, а появилось само собой. И одни говорили, что все одушевлено, а другие - что бездушно. -Ф

Ф- Анаксагор 114 же и Пифагор 115, придя в Египет и побеседовав с египетскими и еврейскими мудрецами, услышали науку о сущем, подобно тому, как впоследствии и Платон еще больше научился, как сказал Плутарх 116 в "Сопоставлениях". -Ф Кроме того, египтяне первыми поименовали солнце и луну , назвав солнце Осирисом, а луну Исидой. Ф- Видя, как они проходят путь /75в/ светят, из-за сияния 117 богами назвали и жертвы им совершали. -Ф

Ф- А огонь - Гефестом, а Деметрой - землю, а водную сущность 118 - Океаном назвали, Афродитой же - желание и любовь нарекли, /И71/ а Аресом - ярость, а Дионисом - пьянство, а Гермесом - воровство, а мудрость - Афиной, Гефестом - ремесла, потому что для них требуется помощь огня. -Ф

Ф- Они были настолько порабощены наслаждениями, что и козла из-за бесовского совокупления богом считали и приносили жертвы. Мендетяне же его изобразили и чтили, 119 бессловесным 120 животным воздавали какие-то богословия. Ведь мемфисяне веровали в быка, а волкоградцы 121 — в волка, а львоградцы - в льва, а псоградцы - в пса, а иные - /Б77/ в елура, то есть в кун(иц)у, а еще одни - в крокодила. -Ф

Ф- Итак, первыми назвали богами солнце, и луну, и звезды, и небо, и землю, и прочие /45г/ стихии египтяне и финикийцы; от них переняв, служили (им) как богам эллины. По прошествии же времени эллины сделали богами и тех, кто совершил какое-то доброе дело или храбро сражался, как, , доблестный храбрый Геракл. И Асклепия после смерти богом нарекли, из-за искусства врачевания. -Ф Ф- И не только благое совершивших, но и веселящихся 122 в беспутстве и в скверных делах мужчин и женщин обожествляли и служили (им). Научившись от них, римляне своих царей после смерти богами делали, и не только по закону царствовавших и о справедливости заботившихся, но и царствовавших [72] жестоко, и несправедливо, и беззаконно. Ведь Нерона, во всех блудных наслаждениях 123 и (в) безмерном беззаконии жившего, и Домициана, и Коммода, и других убийц и распутников называли в числе 124 своих богов. -Ф Ф- Более того, отвратительн бесов богами назвали, от которых порочной науке о зелье и волхвованию /Б78/ научились, /46а/ и почитали их жертвами и празднествами. –Ф

Ф- Мы же, наоборот, называем их скверными, и [совершенно] справедливо, так как они ненавистны Богу и достойны вечного мучения. –Ф Ф- Поскольку я упомянул бесов, которых прославляют окаянные люди, достойные гореть в неугасимом огне, то нужно, я думаю, [рассказать] . Ведь их князя Божье Слово называет сатаной, /И72/ что означает на еврейском языке "отступник"; именуют его и дьяволом, потому что он клевещет 125 людям на Бога и внушает самим людям вражду друг к другу . Мы говорим, что они не были изначально сотворены дурными Богом всех, и не был принят такой злой нрав, но по своей воле 126 из лучшего в худшее впали они самовольно и самовластно, , не удовлетворившись (тем, что) дано им их Творцом, но желая большего, приняли грех омрачения 127 /46б/ и отпали от чести, данной им изначально. Затем они возненавидели людей 128 за то, что те почтены подобием Божиим, и начали войну против них. Творец же приставил святых ангелов охранять род человеческий, чтобы (дьявол) невидимо /Б79/ не нападал на тех, кого он из зависти возненавидел, и, используя насилие и принуждение, непрестанно 129 не губил. Подвижническую же борьбу не возбранил — чтобы в борьбе явились доблестные стали образцами храбрости. 130, возбранив их насильственное нападение как гибельное, позволил (людям) под охраной ангелов бороться (с дьяволом) с помощью разума, чтобы дать победителям достойные венцы. Он не просто сделал (дьявола) противником, а обратил его коварство на пользу, как и врачи ехиден 131 для лечения недугов. -Ф

Ф- А поскольку эллины называют апостолов и нас говорящими по-варварски, пусть они знают 132, /46в/ что и для нас все эллины скифствуют 133. Ведь это ясно показал Павел, говоря: "Если я не разумею силы слов, то для говорящего со мной я варвар и говорящий для меня варвар" (1 Кор 14.11). воистину эллинам кажется, что иллирийцы, и пеониицы и прочие говорят на варварском языке, так и тем, которые не могут понять 134 Элладу [эллинское] искусство и красноречие, (эллины) кажутся варварами. Так что, как учит опыт, все языки имеют один и тот же [смысл], ведь у всех людей единое естество. Можно у варваров обнаружить в изобилии 135 искусства, и науки, /И73/ и воинскую храбрость, а некоторые из них часто изобретают и более хитроумные, чем у эллинов, уловки, и лучшие слова, и более коварные хитрости. /Б80/ А есть и такие, [73] что краткостью речи одолевают эллинскую образованность и многословие.