«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Затем, собираясь принять девтерономию, то есть второзаконие, снова говорит(ся): " взошел Моисей на гору /62а/ Синайскую, как сказал ему Господь. (И) сошел Господь в облаке" (Исх 34.4-5), "и он предстоял пред Ним 40 дней и 40 ночей. Хлеба не ел и воды не пил, и написал на скрижалях слова завета, десятисловие" (Исх 34.28). И, взяв скрижали, сошел с горы прославленный. "И увидел Аарон и все сыны Израилевы лицо Моисеево, и было оно прославленным. И побоялись [92] приблизиться к нему" (Исх 34.30). справедливо. Ведь он постился 80 дней, предстоя перед Богом, и принял богоначертанные скрижали, и богоданное Второзаконие получил. И настолько лицо его прославилось от видения Бога, что не мог народ взирать на исходящее от лица его божественное сияние и славу. И потому надевал покрывало, когда говорил с ними. Ибо испускал лучи светоносные и ярко сиял, (так что) отвращали лица /Б121/ смотрящие, как будто на глаза попадал какой-то солнечный свет. /62б/ Н- А через 40 дней, сойдя и /И98/ из-за сотворения тельца разгневавшись, тут же скрижали разбил, удалился на гору, и еще столько же дней пробыл на горе, ведя мудрые беседы с Богом, никакой человеческой пищи, как и в предыдущие дни, не вкушая, и, получив после этого вторые скрижали, сошел к народу. Какое же человеческое разумение сможет представить это превеликое чудо? Как текучее естество /62в/ тела, столь потрясенное, выдержало, ничем не восполняя ежедневное убывание и ослабление силы? Недоступную и удивительную эту вещь объясняет Божье Слово, когда говорит: "Не хлебом единым жив будет человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих" (Втор 8.З). -Н

Так что из этого всем ясно, что ангел этот совсем ничего не ел в тот день, когда сошел, поспешая в слове Господа, и назавтра взошел на гору в праведном гневе божественные слова, на сапфировом камне начертанные перстом Божьим, сокрушил, не стерпев проклятого дела и богопротивного деяния тех нечестивых и скверных и правильно посчитав совершенно недостойным, /Б122/ чтобы такое /62г/ божественное творение и благодеяние получили помраченные богоненавистники. Более того, видя обращенный на них праведный Божий гнев, (как) всякому 268 ясно, он повелел истребить если и не всех , то погубить оказавшихся там (Исх 32.27).

Как же он, работник столь длительного воздержания и поста, и исполненный Божьей благодати палимый, как огнем, безмерным божественным рвением, и одновременно , печалуясь и страдая и безмерно скорбя о страшном прегрешении неблагодарных, безжалостных , - мог прикоснуться к еде и питью в тот день, когда он был исполнен горести и гнева и печали о народе злом и скверном, прежде не умолив за них (Бога) еще продолжающимся [постом] и раскаянием, без которого никто не может быть угоден Богу, (как) он знал (лучше) кого-либо другого? (О том), что /63а/ между его схождением с горы и восхождением прошел всего один день, в каковой он и скрижали сокрушил, и тельца истребил, и три тысячи скверных и злых мужей погубил (Исх 32.28), желая хоть немного утолить ярость и безудер- /И99/жный гнев Бога; (и что) он сразу же на следующий день быстро взошел на гору к Господу, прося за них, - послушай, что ясно говорят Книги: " было завтра, сказал [93] Моисей народу: Вы согрешили грехом великим, и /Б123/ ныне взойду к Богу, чтобы помолиться о грехе вашем" (Исх 32.30). После этого сразу следует: "Возвратился же Моисей к Богу и сказал: Прошу Тебя! согрешил народ этот грехом великим, и сотворили себе богов. И ныне, если простишь им грех их, то прости; если нет, сотри меня из книги, в которую Ты меня вписал. И сказал Господь Моисею: если кто согрешил предо Мною, того сотру из книги Моей. А [теперь] иди /63б/ и веди народ этот в землю, которую Я тебе указал. И вот, Ангел Мой пойдет перед лицом твоим. А в день, в который посещу (их), наведу на них грех их. И поразил Господь народ за сотворение тельца, которого сделал Аарон" (Исх 32.31-35).

Итак, "узри благость (и) строгость 269 Божию" (Рим 11.22), как говорит Христофор 270, и ясно уразумей, что поистине "страшно впасть в руки Бога живого" (Евр 10.31) и согрешившим, но нераскаявшимся грешникам невозможно избежать праведного и немстительного /63в/ суда, даже если Он насылает его не сразу, как ясно видно из краткого слова.

Итак, бесспорно, что богоносный и боголепный муж восемьдесят дней не прикасался , и, укрепляемый столь великой /Б124/ твердостью 271 и предстательством Божиим, он стал Богом и Боговидцем и явил терпение и силу, превышающую человеческую природу, а был ли он "в теле или вне тела" (2 Кор 12.2), один Бог ведает, таким его сотворивший и сверх всякой меры прославивший.

Затем (Писание) продолжает: "Когда входил 272 Моисей в скинию свидетельства, народ стоял и смотрел. И когда входил Моисей в скинию, сходил столб облачный и Бог на скинию, и народ видел столб облачный, /63г/ и поклонялся каждый из скинии своей" (Исх 33.8-10). И так говорил Господь с Моисеем перед народом. И, всеми силами стараясь отвести гнев Господень от народа и так за него просил, что и своим спасением пренебрег, когда, согласно Давиду, "в сокрушение 273 Божие стал" (Пс 105.23). И сказал /И100/ Моисей: "Если простишь им грех, то прости, если же нет, то сотри меня из книги, в которую Ты меня 274 вписал" (Исх 32.32). Ведь сказано, что погубит их, если Моисей, избранный Его, не станет в сокрушение пред Ним, чтобы Он не погубил их. А сколько их восстало против Него - одни ушли под землю живыми, другие же стали пищей Божьего огня. /64а/ Ведь сказано: "И умерло в сокрушении 14 тысяч и 700, кроме умерших из-за Корея" (Числ 16.49).

Глава 18

Не только эти, но и Мариам пророчица сестра его, говорившая против него, осуждение приняла. " говорили, сказано, Мариам и Аарон на Моисея из-за жены его эфиопки - так как он в жены эфиопку взял /Б125/ - и сказали: [94]

— Одному ли Моисею говорил Бог?

И услышал Господь, был Моисей человеком самым кротким из всех людей на земле. И сошел Господь в столбе облачном на скинию свидетельства, и сказал Аарону и Мариам: - Если будет у вас пророк для Господа, то в видении ему явлюсь и во сне буду говорить с ним. Но не так будет, как с [угодником] Моим Моисеем. Во всем дому Моему верен он. И устами к устам говорю Я с ним, в образе, а не притчами, и славу Мою он видел. И как не побоялись вы наговаривать на угодника Моисея?

И гнев Господень яростный (был) 275 на /64б/ них, и они отошли 276. И вот Мариам покрылась проказой, как снегом (Числ 12.1-10). Но помолился Моисей за нее, и отлучена была от людей семь дней, и исцелилась по слову Господню. И после того Мариам умерла. И не было воды у общества, и укорял народ Моисея и Аарона, и возопили к Господу, и сказал Господь Моисею:

- Возьми этот жезл и собери 277 общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите камню перед ними, и даст камень воды из себя.

И взял Моисей жезл, /64в/ стоявший перед Господом, и собрал(и) Моисей и общество перед камнем, и сказали народу:

- Послушайте нас, непокорные, разве из камня этого изведем вам воду?