«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Какое же каменное сердце не сокрушит тогдашняя скорбь праведного? Какую непреклонную и неумолимую 282 душу не разжалобят и не приведут ко вздоху такие (слова), со слезами сказанные? Кого (это) не ужаснет и не устрашит и к слезам и безудержному рыданию не склонит? Действительно, поистине велики скорби праведных. Ведь этот, сызмальства, как мы видим, 283 и Божьей благодати исполненный, прославленный и превеликий праведник, З- с юных лет начал скорбеть и печалиться и тужить и с унынием окончил /66в/ свою жизнь. -З Чтобы представить себе многие злые скорби (из-за) Израиля в Египте и увидеть случившееся в пустыне, где он, не терпя неразумия, и дерзости 284, и грубости народа, много раз побить его камнями, отказывался заступаться, от многого уныния, и просил смерти, - послушай и уразумей великое смятение и страшный вред его душе в немногих словах. [Ведь] сказано: " опечалился Моисей жестоко [и] сказал Господу:

- Для чего огорчил Ты раба Твоего, и почему не обрел я благодати пред Тобою, что Ты обратил на меня нападение 285 народа этого?" (Числ 11.11). "Мало не бьют меня камнями. Разве я зачал во чреве весь этот народ? Или я родил их? [Что говоришь мне: Возьми их в лоно свое], как какая-нибудь кормилица 286 /Б131/ берет /66г/ грудного (младенца), (и неси) в землю, которою Ты клялся отцам их? Откуда мне взять мяса на весь этот народ? [97] Ведь они плачутся мне, говоря: Дай нам мяса, чтобы /И104/ мы поели. Не смогу [я] один водить этот народ, ибо тяжко мне это слово 287. Если же Ты так делаешь, то убей меня убийством, если я обрел благодать пред глазами Твоими, чтобы не видеть мне бедствия моего" (Числ 11.12-15).

Что может быть горестнее этих слов, и что жизни невыносимее? Сам он жил, благодетельствуя их и бедствуя за них, так как Бог обещал иначе ему погубить их, и говорил:

- Оставь Меня 288, и Я, разгневавшись, погублю их разом (Втор 9.14; Числ 16.21,16.45), а тебя произведу в народ великий (Втор 9.14).

молился он об этом, говоря:

- Если Ты простишь им грехи, (то) прости. Если же нет, то вычеркни меня из книги, в которую Ты вписал меня" (Исх 32.32).

Они же постоянно и бесчестно 289 восставали против него, пока не ввели его в последнюю /67а/ беду и обетованной земли не лишили. И, разъясняя это им снова рассказывая им яснее 290 о своем бедствии, он сказал:

- Господь разгневался на меня [из-за вас], и презрел меня из-за вас, и не послушал мольбы моей, говоря: ты не войдешь туда (Втор 3.26).

Потому сказал Давид: "И прогневали Его у воды пререканием, и принял зло Моисей из-за них, ибо прогневали дух его, и он противоречил устами своими (Пс 105.32-33). /Б132/ Ведь когда он горевал из-за смерти сестры, они приступили, от водной жажды изнывая 291. Моисей, огорченный несытостью и жестокословием, разгневался, как всякий человек, и, гневаясь на них, усомнился и слово высказал; то же, что при сотворении тельца кроткий в божественном рвении от многой печали претерпел 292, то и при пререкании. Так и кроткий Давид, страдая, говорил: "Печаль объяла меня /67б/ из-за грешников, оставляющих закон Твой" (Пс 118.53). А также: "Увидел я неразумеющих и истаял 293, ибо слов Твоих они не сохранили" (Пс 118.158).

Глава 20

З- Ибо если бы не омрачило его до предела не потрясло его до глубины души печальное это смятение, он не бросил бы из рук и не сокрушил бы богоначертанные скрижали, -З на которых было написано следующее.

"1-е: Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

2-е: Не сотвори себе идола ни по какому подобию — того, что на небе вверху, того, что на земле внизу, того, что в водах ниже земли; не поклоняйся этому и не служи /67в/ им.

3-е: Не употребляй имени Господа, Бога твоего, всуе.